подробности

No Image



Чудо в решете

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Степка до 9 годов у бабушки рос. Его мать бабушке отдала, когда троих мальцов враз родила. Ну, когда мам­ке было еще с ним вожжаться? Степка на мамку не оби­жался. А чего тут сердиться? Мать с отцом к нему час­тенько приезжали, гостинцами угощали. А у бабушки ему было хорошо, в одном ему только не везло. У бабушки деревня - малым-мала, а парнишек его лет не было со­всем. Восемь девок были. А что ему, с девчонками что ли играться? Вот с бабушкой все годы и был, сказки ее слу­шал, молочко козье кушал.

А этим летом бабушка захворала, встать с постели не могла. Вот их двоих мать к себе и забрала. В родной де­ревне - пацаны! Гуляй - не хочу! Только встретили его пар­нишки, словно чужака. Подойдет он к ним - бегом от него ребятня, словно от нелюдя. Ежели об чем судачить нач­нут, да Степку рядом разглядят - сразу замолчат. Видит Степка, он же не дурак, что-то тут не так... А как узнаешь? Все молчат...

Нынешним вечером он на речку пошел не сам. Так выш­ло. Вернее, мать на крыльцо вышла, а у нее в руках - гор­шок со щами сегодняшними. Все щи-то нынче не съели, вот она их в погреб и несла. А Степку угораздило как раз в тот миг на крыльцо снизу вбежать. Чего-то важное ска­зать хотел, да не успел. Как головой об дно горшка того врезался - враз забыл, что сказать спешил. Враз память отшибло. Степку всего, с головы до ног, щами и окатило... Хорошо еще щи холодные были. А то бы беда!

На ушах да волосах сразу застряла капуста, за пазухой - мокрота да куски картохи... Мать сначала напугалась сама, а потом и давай смеяться-хохотать. А Степке вовсе не до смеха! Мать с него капусту снимать начала, а потом махнула рукой и в избу вошла. Вынесла чистую рубаху да штаны и велела на реку идти. Говорит, мол, хочешь в реке ополоснись, а хочешь - в кадке прополощу! Да в той ста­рой кадке лягушки живут! Мать сразу: откуда-откуда? От­туда! Степка сам здоровенную жабу в кадку с водой опус­тил. Третьего дня. А она: откуда? Не знал бы - не говорил!

Ну, на речку и припустил. Огородами бежал. По дерев­не-то - стыдоба! Сам - во щах, и капуста на ушах! Преж­де сам в воде ополоснулся, потом одежу помыл-постирал. Чистую рубаху да штаны на траве разложил: пока сам ку­паться станет - высохнут! А водица вечерком - теплым тепла! Уж когда солнце садилось, Степка из воды выле­зал. Вылез на берег и ахнул: сухая одежа - вот она. А постиранной нет, как и не было... Ни рубахи, ни штанов. На траве поискал, в кустах пошарил - нет! Как корова язы­ком слизала. Да и не было тут никаких коров. Вертелся тут один рыжий пес, ну не он же штаны с рубахой унес?

Пришел домой - матери все обсказал, а та не верит... А на другой день поверила. Шла она к колодцу за водой и глянула мимоходом к Ворониным во двор. А там на верев­ке одежа Степкина и висит: и рубаха, и штаны. Поставила мать ведра у калиточки, да к ним во двор. У Федькиной матери спросила, мол, откуда у вас эти штаны да рубашка? А Федькина мать и говорит:

- Хочешь - верь, а хочешь - нет. Открываю нынче ут­ром дверь, а на крыльце - узелок. Развязала - а в нем бе­лье, чуть, правда, влажное. Вот и повесила просушить. А оно что твое?

- Так Степки мово! - Мать говорит. - Вчера на реке потерял...

Мать одежу домой принесла, Степке на кровать ки­нула:

- На! Раззява! Бери свою одежу!

Да и рассказала сыну, где да как ее нашла. Одного она понять не могла: кто ее с берега-то стащил? А Степка клянется, что один он на реке был. А еще рыжего пса помина­ет. Тут мать и говорит:

- Постой! А рыжий пес - не Трезорка ли? Точно, у Ворониных Трезорка-то - рыжий! Вот он, небось, одежу к себе домой и принес?

- Ага! А узлом одежу я ему, что ли, связал? - Степка ехидно сказал.

Мать махнула рукой: разбирайся, мол, сам. И ушла в огород. А Степку прямо любопытство берет. Ну, к Федьке Воронину во двор и побежал, все ему и обсказал. Федька внимательно Степку выслушал и решил: это дело надо обсудить! С ребятами. Собрал Федька всех мальчишек и велел Степке снова все обсказать. Степка опасался, что над ним станут смеяться: ну, над щами-то. Но никто из ребятни даже не улыбнулся. Решили это дело разведать. Двое парнишек помладше стали за Трезоркой следить. Ну, а другие, как всегда, побежали на речку купаться. И Степ­ку с собой позвали, чтобы место показал, где одежду потерял. В этот день Степка чуть к обеду не опоздал. С ре­бятами играть-нырять было, знаешь, как весело?!

А дня через два собралась вся ребятня в лес по грибы. Степка, конечно, со всеми пошел. И грибов полную кор­зину нашел. Ну, присели перед обратной дорожкой на опушке. Кто как отдыхает, кто еду, из дома взятую, умина­ет. А встали домой идти - Степкиной корзинки нет! Он-то думал, кто пошутил? А потом уж решил: не шутил с ним никто. Все искали его грибы, все ползали за его корзиной. Но та как сквозь землю провалилась. Пришлось Степке с пустыми руками домой возвращаться. А стыд­но. Ноги, прямо, не идут.

Тут и сказал Федька Воронин:

- А ну, скинемся по пять грибов! Степка, рубаху готовь! Только, чур, не жмотничать! Самые мелкие не выбирать!

Все шли из леса довольные, даже Степка. Он тоже гри­бы в своей рубахе нес. Одно его тревожило: что мамка про корзинку скажет? Потому он честно ей все и обсказал. Мать к ужину грибов с картошкой нажарила, а за столом все же про корзинку потерянную попеняла...

А на утро, чуть свет, к ним в окошко-стук... Мать дверь отворила и с кем-то в сенях заговорила. А потом в избу вошла и на пол поставила... корзину со Степкиными гри­бами. Говорит: мол, дядька Матвей Лузгин с утра на ры­балку спешил. А возле его баньки корзинка наша с грибами и стоит. Дядька Матвей корзину признал да к ним и принес... Вот и все...

Прямо с утра кинулся Степка к Сашке Лузгину. Ему все обсказал. Ну, а уж потом и всем ребятам повторял. Эти двое ребят, что за Трезоркой глядеть приставлены были, честно за ним следили. Трезор корзины не воровал. Да и с чего бы ему корзину с грибами в чужой двор нести? Пря­мо чудо в решете!

Матери дома Степка и про Трезора обсказал, и про то, как ребята ему самому грибы давали. Ну, мать и велела: всех парнишек к себе созвать на пироги с грибами. Надо же народ отблагодарить за добро да за выручку...

Целый вечер провели ребятишки у Степки в избе. Пили чай с пирогами, про чудеса сказывали сами. А потом на­чала бабушка им свои сказки сказывать. Слушали тихо, кажись, не дышали. А Степка в тот день больше всех порадовался: вон, мать какие пироги напекла! А какие ба­бушка сказки знала!

Через неделю собрались ребята вместе на рыбалку на Дальнее озеро пойти. И пошли. Только, почитай, зазря ноги били да у воды полдня сидели-тужили. Только у Ти­мошки да у Степки рыбалка не напрасной оказалась: у Тимошки три пескаря, а у Степки два окуня. А у всех дру­гих - ни-че-го! А как домой собрались идти - нет рыбы! И у кого? У Тимошки! У Степки лежит на траве, а Тимошкиной - нет нигде! И вправду чудо в решете...

Все обыскали - так и не нашли. Домой усталые и злые шли. А больше всех скорбел Тимошка. У самой деревни остановился Степка и говорит:

- Видать, этот, который со мной балует, нашу рыбу перепутал... Хотел взять у меня, а попалась твоя. Знаешь что, бери мою! У тебя, я знаю, мамка шибко любит рыбку. Правда, у меня не пескари, а окуни - но зато твоих покрупнее. На жаренку хватит!

Тимошка было отказаться хотел, а другие ребята его уговорили. Сказали: мол, у Степки семья большая. Что им два-то окуня? А мамке Тимошкиной и этого хватит. Спра­ведливо же?!

А Федька Воронин предложил назавтра уж на Синее озеро пойти на вечернюю зорьку. Недалеко, и рыбы там больше. Его и Сашка Лузгин поддержал, а Степке он но­венькое грузило «за так» отдал.

Наутро следующего дня - снова новость! Теперь - от самого Степки. На столбушке у калиточки его дома нашли младшие братишки рыбу Тимошкину! Трех пескарей. Ну, Степка и снес их ему скорей. Целый день потом разговор про чудо это вели.

Вечером бабушке нездоровилось, оттого она сказок и не сказывала. Зато Степка младших братьев своих на по­стели собрал, и сам про себя да чудо в решете рассказал. Мальчишки его слушали-слушали, а потом и давай пытать: а кто, мол, чудо это сделал? Кто тогда одежу сырую ста­щил? Кто корзину унес? Кто чужую рыбу им домой при­нес?

Так спрашивали, будто Степка все на свете отгадывать умеет. На то оно и чудо в решете, что ответов нет нигде! А вот бабушка с постели тогда сказала:

- Если б чудо не свершилось, то и дружбы не случилось! Я гляжу: у тебя тут друзей - как в Синем озере карасей! Тебя раньше ребятишки за чужака считали, вот в игры свои и не принимали. А теперь ты им свой стал. И всего за месяц? Вот это - чудо в решете!

Нравственный урок.

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Один за всех и все за одного.

Встречают по одежке, а провожают по уму.

Как аукнется, так и откликнется.

Друзья познаются в беде.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Воспитание добрых чувств.

Что привело Степку к Федьке Воронину?

Почему так поступил Федька в Степкиной истории?

Как относились ребята к Степке в начале сказки и как в конце? Почему?

Какие добрые поступки позволили ребятам сдру­житься? Речевая зарядка.

Как вы понимаете выражения: «как корова языком слизала», «как сквозь землю провалился», «за так отдал»?

«Если б чуда не свершилось, то и дружбы не случи­лось...»

Почему так сказала бабушка?

Развитие мышления и воображения.

Как можно объяснить выражение «чудо в решете»? При чем тут решето и зачем оно в сказке названо?

Кто мог взять у Степки одежду на берегу, а затем под­кинуть узелок в чужой двор?

Куда могли деваться грибы с корзиной из леса?

Откуда появились пескари на Степкином заборе?

Что было бы со Степкой, не случись все эти чудеса?

Сказка и экология.

Сможет ли Степкина лягушка жить в бочке с дожде­вой водой и почему?

Какие грибы вы встречаете в лесу и какие из них съе­добные, а какие нет?

Почему так, получается: стоит кому-нибудь помочь — и этот человек тебе становится желаннее и приятнее?

Сказка развивает руки.

Предложить детям с привлечением родителей создать композиции из природного материала «Лесная поляна» и «Рыбалка на реке». 

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Цель: способствовать осмыслению важнейших проблем человеческого общения: поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой; делай людям добро — и оно к тебе вернётся; помоги другому — и у тебя самого прибавится друзей; умей делиться; доброта и сердечность рождают понимание, а понима­ние — друзей.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивиду­альная.

Вопросы по содержанию.

Где и почему провел свое раннее детство Степка? Почему парнишки в отчем селе Степку сначала не при­няли?

Что произошло на озере и почему мама Степке не пове­рила?

Что доказывает, что парнишки поверили Степкиному рассказу?

Зачем парнишки решили отдать Степке по пять гри­бов?

Чем Степка отплатил Тимошке за доброту деревенских парнишек?

Как уговорили ребята Тимошку, чтобы тот взял Степкину рыбу себе?

Как объяснил Степка своим младшим братьям «чудо в решете»?

Какими словами объяснила бабушка дружбу Степкину с местными парнишками?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для работы с этой сказкой целесообразно выбрать коллективную или групповую формы, если основной смысл сказки педагог хочет свести к выработке навыка межличностного общения и взаимопонимания в кол­лективе, к воспитанию эмоциональной отзывчивости на чужую боль или радость. Эмпатия, то есть сопережива­ние, доступны не каждому ребенку от рождения, и сча­стливы те педагоги и родители, которые обнаружили этот дар в ребенке.

Однако и остальным детям надлежит взаимодейство­вать в человеческом обществе, а значит, научиться со­переживать окружающим людям, даже если этого качества от рождения в ребенке и нет.  Осознание необходимости умения сопереживать приходит к ребенку постепенно, под воздействием бесед, опыта взаимодействия и, конечно, с помощью сказок. Последний способ - наиболее безболезненный и доступный для ре­бенка старшего дошкольного и младшего школьного воз­раста.

Если у ребенка этого возраста не сформировать способ­ность к сопереживанию, то бесполезно родителям в даль­нейшем упрекать сына или дочь в черствости, равнодушии и неумении отозваться на чужую боль и беду. Поэтому именно родителям необходимо вовремя выявить отсут­ствие у ребенка способности к сопереживанию и исполь­зовать сказку для восполнения недостатка эмпатии.







Оставьте комментарий об этой статье, нам ВАЖНО знать Ваше мнение


No Image
No Image No Image No Image
No Image
No Image No Image
No Image No Image No Image
StudOtvet
Случайная статья

М. Панфилова, кандидат психологических наукМарсиане(игровой комплекс для агрессивных детей дошкольного и младшего школьного возраста)Одно из важных направлений работы с агрессивными...
Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет...
Дети подвергаются насилию не только в семье. Оно может иметь место в школах, детских домах, спортивных школах, на улице, в...
Руководство для практических психологов(сокращенный вариант)Показатели опросниковых психометрических методик часто искажаются вследствие возможности произвольной манипуляции испытуемыми своими ответами. На преодоление сознательного...
Хотя программы, которые мы только что обсуждали, являются превосходными ресурсами, вы все же приобрели эту книгу. Позвольте вас заверить —...
Однажды я участвовала в студенческой конференции, на которой был сделан доклад «Воспитывать без наказания». Я решила задать вопрос докладчице по...
В жизни известнейшего экзистенциалиста и писателя Жана-Поля Сартра имел место такой факт [35]. В детстве он заболел обычной простудой, но...
В последнее время проблема определения готовности детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений прикладной психологии,...




Цены на откатные ворота в Москве Бренд: КОРН. Артикул: 70УН1-65КП. ширина проёма, мм: 4 000. высота проёма, мм: 2 000. цвет RAL: 3005. зашивка: 2-сторонняя профлист МП20.
No Image
No Image No Image No Image
No Image  При перепечатке материалов, просьба ставить ссылочку на сайт http//:www.psihologu.info   
 
Хостинг для всех! Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Rambler's Top100
No Image
No Image No Image No Image