подробности

No Image



Психодиагностика психосоциальной зрелости учащихся Личностная зрелость как психологический феномен

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Развитие — это количественное и качественное изменение живой системы, происходящее в процессе ее жизнедеятельности. В процессе развития можно выделить этап завершения созревания или этап достижения зрелости основных систем и функций, когда живой организм способен к реализации своего жизненного предназначения. Для человеческого существа этот этап зрелости определяется возрастными нормативами, при достижении которых общество делегирует индивиду его права, обязанности и меру ответственности за совершенные деяния. На наш взгляд, имеет большое значение разработка и обоснование идеальных возрастных стандартов процесса формирования человеческой психики и личности, которые могли бы служить основанием для формирования конкретных целей системы образования.
Психологическая наука показала, что цели деятельности выступают как идеальные модели антиципируемого будущего результата (Б.Ф.Ломов, 1984). Построение идеального представления будущего результата имеет большое значение для планирования, осуществления и контроля любой сложной деятельности, особенно, если это касается деятельности, связанной с обучением и воспитанием подрастающего поколения.
Личностную зрелость необходимо рассматривать как минимум в двух аспектах: социокультурном и психологическом. В социокультурном аспекте личностная зрелость может быть представлена как нормативно-ценностная система социальных ожиданий завершения детского этапа онтогенеза, в которой отражены идеальные эталоны, критерии, характеристики определенных качеств человеческого существа. Психологический аспект выражается в раскрытии условий и механизмов, влияющих на уровень индивидуального развития личности в соответствии с социокультурными эталонами. Таким образом, личностная зрелость рассматривается как такой уровень развития психики, сознания и структуры личностных качеств, на котором завершается дезактуализация первичных детских нарциссических, эгоистически-эгоцентрических установок, ориентированных на принцип удовольствия, и обеспечивается условие для формирования стойкого социального интереса и восприятия другого как ценности. Указанный уровень развития личности не только должен способствовать эффективной адаптации, направленной на удовлетворение базовых потребностей (витальных, потребности в безопасности, материальном благополучии и т. д.) за счет интеллектуальной зрелости и высших механизмов саморегуляции, но и не блокировать при помощи защитных механизмов ее стремления к полноценному развитию, к реализации высших потребностей в истине, красоте, альтруизме и самореализации. А.Маслоу (2002) отмечает, что для людей, чьи базовые потребности не удовлетворены, мир представляется полным опасностей, своего рода джунглями, вражеской территорией, населенной: 1) теми, кого можно подчинить, 2) теми, кто может подчинить. В этой ситуации абсолютно необходима система жизненных ценностей, сходная с системой ценностей всех обитателей джунглей, у которых доминируют низшие потребности, в первую очередь потребность в безопасности и другие базовые потребности живых существ. Индивиды, базовые потребности которых удовлетворены, ведут себя совершенно иначе. Принимая эти низшие потребности и их удовлетворение как должное, они имеют возможность посвятить себя высшим устремлениям.
С.И.Ожегов в «Словаре русского языка» дает следующее определение термину зрелый: 1. Спелый, созревший. 2. Достигший полного развития, вполне сложившийся. 3. Свойственный человеку, достигшему полного развития. 4. Обдуманный, свидетельствующий об опытности.
Анализ социокультурных нормативов житейской психологии позволяет выделить ряд личностных качеств, которые зафиксировала семантическая система обыденного сознания в отношении такого понятия, как личностная зрелость. Так, тезаурус личностных черт семантического поля «зрелый», «взрослый» включает в себя следующий набор характеристик: разумный, самостоятельный, компетентный, объективный, логичный, реалистичный, дальновидный, цельный, волевой, целеустремленный. Противоположным понятию «зрелый» выступает понятие «инфантильный», которое включает в себя следующий набор качеств: незрелый, легкомысленный, легковерный, бездумный, непутевый, недотепа и т. д. (А.Г.Шмелев и др., 1988).
Специальными исследованиями было установлено, что инфантильная личность характеризуется психической и интеллектуальной незрелостью, которая проявляется, в частности, постоянным использованием в жизни незрелых критериев оценки, на основе которых строится поведение, снижением уровня самокритики и низкой степенью самоконтроля. Типичны также ограниченность суждений, интересов и взглядов; конкретный образ мышления, функционирующий по типу «черно-белое»; упрямство; склонность к преувеличению, лжи и привлечению внимания к собственной персоне; погоня за сильными ощущениями; трудность сосредоточения внимания; ситуационно обусловленные обманы памяти и резкие, часто неожиданные перемены настроения. Вся сфера познания, поведения и чувств обнаруживает отчетливую стереотипность. Эмоциональные переживания довольно просты, бедны, интенсивны, кратки, непосредственны, быстро забываются и т. д. По И.Ялом (1999), в основе инфантильности, помимо нежелания и неспособности человека брать на себя ответственность, зачастую лежат также детские убеждения: с одной стороны, убеждение в своей исключительности, рассматриваемое как нарциссизм и эгоцентризм; с другой стороны, поиск «спасителя», на которого естественным образом можно перенести ответственность буквально за все.
Понятие «личностная зрелость» широко используется в современной психологической литературе. Многие исследователи использовали этот термин в своих теориях. Так, 3.Фрейд считал, что функционирование зрелой личности характеризуется способностью продуктивно работать и поддерживать удовлетворительные межличностные отношения. Такие способности в полной мере появляются только на генитальной стадии психосексуального развития, которая возникает с наступлением половой зрелости. Прегенитальные ориентации характерны, в основном, для установок на зависимость, алчность и жадность. По 3.Фрейду, для того чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен отказаться от пассивности и нарциссизма, свойственных раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт — в сущности, все формы удовлетворения детских потребностей обеспечивались родителями и ничего не требовалось взамен. Люди должны учиться трудиться, уметь откладывать удовлетворение собственных желаний, проявлять в отношении других теплоту и заботу и, прежде всего, брать на себя более активную роль в решении жизненных проблем. Если же в раннем детстве имели место разного рода травматические переживания с соответствующей фиксацией либидо, то адекватное вхождение в генитальную стадию становится затрудненным.
Продолжение идеи 3.Фрейда о стадиях развития личности получили в эпигенетической модели Э.Эриксона. По Э.Эриксону, зрелая, полноценно функционирующая личность формируется путем прохождения в своем развитии ряда последовательных стадий. Здоровая, зрелая личность «активно строит свое окружение, характеризуется определенным единством личности и в состоянии адекватно воспринимать мир и саму себя. Она обладает высокой степенью индивидуальности, смелостью быть самой собой, отличной от других».
Создатель трансактного анализа, который базируется на ряде положений 3.Фрейда, Э.Берн отмечает, что родители считают ребенка достигшим зрелости, когда он ведет себя так, как они ему велят, а не так, как ему самому хочется. По Берну, каждый человек располагает определенным репертуаром состояний своего «Я», который распределяется на три категории: состояние Я — Родитель, Я — Взрослый, Я — Ребенок. Из трех этих состояний более всего состояние Я — Взрослый может относиться к такому качеству, как личностная зрелость. У зрелых людей контроль за поведением почти все время осуществляет Взрослый. Выделяются две его функции: изучение данных Родителя и Ребенка, оценки их правильности и пригодности к настоящему времени и способность к вероятностной оценке развития жизненных событий.
Карен Хорни (2008) в своих работах описывает здоровую зрелую личность и невротическую. Здоровый зрелый человек в отличие от невротика не чувствует себя беспомощным и сохраняет достаточную дружелюбность и доверие по отношению к людям. Для невротической личности, вследствие ослабления самой основы уверенности в себе, характерен потенциальный конфликт между желанием полагаться на других и невозможностью сделать это из-за идущих из глубины недоверия и враждебного чувства к ним. По К.Хорни, базальная тревожность определенным образом влияет на отношение человека к себе и другим. Она выявляет четыре основных средства, которыми индивид пытается защитить себя от базальной тревоги: любовь, подчинение, власть и реакция ухода (отстранение).
Ф.Перлз определяет зрелость или психическое здоровье как способность перейти от опоры на среду и от регулирования средой к опоре на себя и саморегуляцию. Он писал: «Есть только один путь к зрелости, это становиться реальным, учиться иметь позицию, развивать собственный центр, понять основу экзистенциализма» (Perls, 1969).
Для раскрытия понятия личностной зрелости необходимо также обратиться к индивидуальной теории личности А.Адлера и его представлению о «социальном интересе». Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям, он проявляется в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. В теории А.Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости, противоположностью которого является эгоистический интерес.
Наиболее полно описание черт психологически зрелой личности было дано Г.Олпортом (2002). Он полагал, что созревание человека — это непрерывный, продолжающийся всю жизнь, процесс становления, который движется от незрелости к зрелости. Он считал, что поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Г.Олпорт выделил шесть основных черт, которые характеризуют зрелую личность. К ним относятся: широта границ «Я», рефлексия, эмпатичность и толерантность, самоприятие, peaлистичность, способность к самопознанию и обладание цельной жизненной философией.
По К.Роджерсу, полноценно функционирующая личность — это синоним оптимального психологического приспособления, психологической зрелости, полной конгруэнтности и открытости опыту. Он пишет: «Когда символизированные переживания, образующие „Я", достаточно отражают переживания организма, о человеке говорят, что он адаптивен, зрел и полностью функционирует». А.Маслоу понимает личностную зрелость достаточно широко: не через социальные нормативы, а как определенную полноценность человеческого существа, соответствующую эволюционным нормам вида, «которая не застряла в незрелости или на низком уровне развития». С его точки зрения к зрелому, здоровому представителю человеческого рода могут относиться следующие характеристики: более ясное, более эффективное восприятие реальности; большая открытость переживаниям; большая интегрированность, целостность и единство личности; большая спонтанность; автономность и уникальность; более высокая степень объективности, умение подняться над своим «Я»; творческость; умение соединять конкретику с абстракциями; демократизм; способность любить и т. д.
Э.Фромм (1993) выделял в структуре личности характер как наиболее значимый элемент, определяющий личностную зрелость. Основой характера являются особые виды отношений с миром, другими людьми и самим собой, в которые вступает личность в процессе своей жизнедеятельности. Зрелая личность, по Э.Фромму, — это человек, у которого сформирована плодотворная ориентация, как такой тип характера, когда рост и развитие всех возможностей являются целью, которой подчинены все остальные действия. Условием плодотворности человека выступает свобода, независимость от кого-то, кто контролирует его силы и разум, «поскольку можно использовать свои силы, только если знаешь, каковы они, как и для чего их использовать». «Плодотворность, — пишет Э.Фромм, — означает, что человек воспринимает себя как воплощение своих сил и как „творца", что он ощущает себя единым со своим словом и в то же время что они не скрыты и не отчуждены от него». Характер, как считает Э.Фромм, — это специфическая структура, в которой организована человеческая энергия, направленная на достижение поставленных целей, реализующих экзистенциальные потребности.
Стадиальный подход в развитии личности также реализуется в теории генетической психологии Ж.Пиаже (1969). Он связывает рождение личности с развитием интеллекта. Психологическая зрелость, по Пиаже, — это достижение равновесия со средой. Равновесие возможно только тогда, когда интеллект субъекта переходит на стадию формальных операций, тогда он строит более адекватную картину мира. По его мнению, зрелая личность появляется в тот момент, когда строится долгосрочная программа жизни. Построение этой программы зависит от развития гипотетико-дедуктивного мышления.
Согласно Ж.Пиаже, моральное чувство у детей возникает из взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом. Исходя из его точки зрения, развитие морального чувства осуществляется в две стадии. На первой стадии, стадии нравственного реализма, дети судят о нравственности того или иного поступка, исходя из его последствий, и еще не способны оценивать намерения. На второй стадии, стадии нравственного релятивизма, дети осознают, что нравственность поступка зависит не от его последствий, а от намерений.
Теория Ж.Пиаже о двух стадиях морального развития была развита Л.Кольбергом. Он выделил три основных уровня развития морали, которые разделены на шесть стадий по степени возрастания зрелости моральных суждений. Первый уровень, предконвенциональный, основан на наказаниях и вознаграждениях. Второй уровень, конвенциональный, основан на социальной конформности. Третий, постконвенциональный уровень, основан на моральных принципах. Л.Кольберг, как и Ж.Пиаже, считал, что уровень морального развития зависит от уровня умственного развития.
В исследованиях П.Пека и Р.Хейвигхерста были выделены пять типов (ступеней) нравственного развития, которое идет от аморального поведения через эгоцентрическое, конформистское и иррационально-нормативное к рационально-альтруистическому, представляющему собой наиболее зрелую форму нравственного поведения.
 

В последнее время для раскрытия особенностей формирования зрелой личности была сделана попытка соединить особенности когнитивного развития с развивающимся эго, Я-концепцией. Понятие эго заняло центральную позицию в современных психологических исследованиях. Истоки научного представления об эго идут из психоаналитической традиции. Первоначально 3.Фрейд описывал эго как слабую и пассивную систему, как монарха, не имеющего власть даже в собственном доме, притесняемое, с одной стороны, ид, а с другой — суперэго. Позднее он придал эго исполнительные функции и конкретно описал его как организующий центр личности. Эго с развитыми зрелыми функциями способно направить поведение индивидуума в русло, соответствующее принципу реальности; оно ответственно за различие фантазий и реальности, способно выдерживать определенный уровень напряжения, меняться в зависимости от нового опыта и осуществляет рациональную познавательную деятельность. Эго имеет как сознательный, так и бессознательный аспекты. Сознательный — то, что понимается под термином «самость», или «Я», в то время как бессознательный аспект эго включает в себя также различные защитные процессы. Важную роль в адаптации к реальности играет такой механизм, как «сила эго», который подразумевает способность личности к восприятию реальности, даже когда она чрезвычайно неприятна, не прибегая к различным примитивным формам защиты. Психоаналитиками было установлено, что для психологического здоровья необходимо замещать архаические защитные механизмы более зрелыми защитными реакциями.
В своих работах Дж.Ловингер попыталась создать новую модель развития личности на основе теории психоанализа и теории нравственного развития Л.Кольберга, которую можно интерпретировать как модель формирования зрелой личности. Дж.Ловингер считает, что эго индивидуума проходит в своем развитии ряд стадий, которые зависят от смысловых структур или истолкований внешнего мира и от структур характера. Эти стадии выделяются с учетом когнитивных способностей, морального развития и факторов личности. Было выделено семь основных и три переходные стадии развития личности, или эго. Каждая последующая стадия сложнее предыдущей, и ни одна из них не может быть пропущена в ходе развития. Дж.Ловингер считает, что лишь очень небольшое число людей достигает завершающей зрелой стадии. Большинство застревает в самых разных точках этого пути. Первые две стадии, досоциальная и импульсивная, встречаются, прежде всего, у самых маленьких детей. На досоциальной стадии младенцы зависят от заботящихся о них взрослых, озабочены исключительно собственными потребностями и стремятся к удовольствию. Малыши, находящиеся на импульсивной стадии, уже достигли отдельной идентичности, хотя их по-прежнему интересует, главным образом, удовлетворение своих потребностей. Они оценивают свои действия как хорошие или плохие, основываясь исключительно на том, поощряют их за это или наказывают. Их представление о мире эгоцентрично и конкретно. Дж.Ловингер обнаружила, что некоторые дети, подростки и даже взрослые задерживаются на этой стадии развития.
Третья стадия, самозащитная, более прогрессивна. На этой стадии эго индивидуума руководствуется своекорыстием и считает, что для удовлетворения личных интересов все средства хороши. Отношения таких людей с другими сосредоточены на вопросах контроля, господства и обмана. Они подчиняются правилам, только исходя из личной выгоды и с целью избежать неприятностей. Задержавшиеся здесь подростки и взрослые обычно склонны во всем искать свою выгоду и манипулировать окружающими.
На четвертой конформистской стадии эго индивидуума судит о себе по внешним признакам: внешности, репутации, имуществу, статусу — и редко обращается к внутренним чувствам и суждениям. Индивидуум на этой стадии пытается избежать осуждения, и когда ему это не удается, испытывает чувство стыда.
Следующие три стадии, по Дж.Ловингеру, требуют развития рефлексивного мышления. Индивиды, которые доходят в своем развитии до пятой сознательной стадии, обнаруживают, что «правильно» зависит от контекста. Они судят о своих особенностях, достижениях и идеалах, исходя из собственных принципов. В отличие от предыдущих стадий, на этой — люди склонны к самокритике.
Прежде чем достичь шестой, автономной стадии, личность в своем развитии преодолевает переходную стадию, на которой обретает способность проявлять терпимость к парадоксальным отношениям, т. е. диалектическое мышление. На автономной стадии развития появляется возможность осознать внутренние конфликты между личными нуждами и своими идеалами, а также между своими и чужими восприятиями одних и тех же событий. Личность на этой стадии все в большей и большей степени способна понять других, проявить терпимость и уважение к их взглядам. Вместо осуждения она начинает признавать за другими право на собственные решения. Седьмая, последняя, интеграционная, стадия достигается, когда личность обретает способность уважать и примирять конфликтующие требования как внутри себя, так и в отношениях с другими. Такая личность не только терпит то обстоятельство, что другие не похожи на нее, но и ценит это отличие. По оценкам исследователей, этой стадии зрелости достигает менее 1 % всех взрослых.
В современной психологии проблема самосознания « Я » является одним из объяснительных механизмов человеческого поведения. Как отмечает Г.Олпорт: «Единственно надежный критерий нашего личного существования и идентичности лежит в нашем ощущении Я... наши теории научения, мотивации, развития не могут быть полными и корректными без различения того, что в личности „релевантно Я", а что — нет».
У.Джемс в структуре самосознания выделяет познающий элемент «Я», или чистое эго, и познаваемый элемент, или эмпирическое эго.
В.Вундт в «Очерках психологии» определяет «Я» как чувство связи всего переживаемого в сознании.
По К.Ясперсу, сознание «Я» — это то, что противопоставлено предметному сознанию. Согласно его точке зрения сознание «Я» имеет четыре формальных признака: 1) чувство деятельности; 2) осознание собственного единства; 3) осознание собственной идентичности; 4) осознание того, то «Я» отлично от остального мира. Он отмечает, что, говоря о сознании «Я», имеют в виду не только внутренние переживания, но и рефлексивное обращение к самому себе, в результате чего происходят самосознание и саморегуляция.
Считается, что система «Я» в своем развитии также проходит ряд стадий. Так, американский социолог Луис А.Зурхер различает четыре главных типа, или модуса «Я»: физический, социальный, рефлексивный и океанический.
Модус А («физическое Я») — жесткое, центростремительное, обращенное внутрь и замкнутое в себе «микро-Я», основанное на телесных свойствах и самоощущениях.
Модус В («социальное Я») также фиксирует внимание на внешних свойствах, но не физических, а социальных.
Модус С («рефлексивное Я») переносит центр тяжести на субъективные свойства, вкусы и диспозиции, относительно независимые от конкретных социальных ситуаций. Он отличается текучестью и не зависит от «внешних» социальных ролей.
Модус Д («океаническое Я») является расширяющимся, центробежным, это обращенное вовне «макро-Я», основанное на универсальных ценностях, абстрактных идеях, трансцендентных процессах или духовно-мистическом откровении.
По мнению Зурхера, в ходе индивидуального развития самосознание проходит все четыре модуса к своей зрелости: сначала формируется модус А, потом В, затем С и, наконец, Д, но их соотношение у разных индивидов различно.
Исходя из этого, вслед за отдельными авторами можно выделить как минимум три базисные стадии развития «Я» в направлении к зрелости: «материально-телесное Я», «функциональное Я», «субстанционально-бестелесное Я».
На каждой из этих стадий по-разному складываются отношения индивида с окружающей действительностью. На стадии «материально-телесного Я» отчетливо проявляется роковая зависимость человеческого тела от материальной среды, от вещей и собственности, что не способствует «готовности отказаться от всех форм обладания», от тенденции больше «иметь, чем быть», которые, по мнению Э.Фромма, не могут стать условием для плодотворной деятельности, направленной на служение своему ближнему. На этой стадии человек представлен как организм, которым управляет головной мозг, реализующий общебиологическую программу сохранения и выживания.
На стадии «функционального Я» уже можно говорить о «Я» как некой функциональной системе, с помощью которой организм стремится научиться управлять тремя группами сил: самим собою, другими людьми и природой. На этой стадии наиболее эффективно может решаться проблема индивидуальной адаптации и проявляться способность откладывать непосредственное удовлетворение желания, трудиться ради будущего, как один из существенных показателей личностной зрелости. И только на стадии «субстанционально-бестелесного Я» проявляется проблема постижения трансцендентного, подлинного «Я», которое лежит в основе человеческой духовности. Именно на этой стадии появляется возможность говорить о духовном потенциале человека, о таком уровне личностной зрелости, благодаря которому реализуются потребности в истине, красоте, альтруизме, самореализации.
В современной русскоязычной литературе проблеме личностной зрелости уделялось достаточно большое внимание. По С.Л.Рубинштейну, развитие личности по направлению к зрелости — это способность становиться субъектом. Б.В.Зейгарник считала, что саморегуляция и самокритичность являются теми образованиями, которые характеризуют зрелую личность. В частности, в работах Л.И.Божович намечается наиболее адекватное понимание личностной зрелости. Практически не используя этот термин, она понимала его как определенный уровень развития человеческого существа, которое постепенно в процессе развития превращается в личность. Л.И.Божович считает, что «…личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии „Я"... человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием».
По П.М.Якобсон (1981), в общественном сознании существует определенный эталон сформировавшейся личности. Этот эталон предполагает определенный уровень развития сознания человека, его оценок и суждений, регулирования им своих актов и действий, отношения к различным сторонам действительности. Очень выпукло, считает П.М.Якобсон, процесс взросления человека проявляется при сопоставлении интеллектуальной деятельности ребенка и юноши. Ее изменения касаются как психологического уровня производимых операций, так и содержания актов мышления, их адекватности рассматриваемым явлениям. Ребенку свойственен сравнительно небольшой набор приемов размышления и подходов к возникающим задачам, да и эти способы и приемы не позволяют в объективном смысле (субъективно ребенок делает для себя много «открытий») углубленно вскрывать существенные связи и закономерности. При достижении зрелости юноша, прошедший соответствующие этапы обучения, обладает широким кругом интеллектуальных умений, большим опытом решения задач, с которыми он сталкивается. Возникает способность подходить к рассматриваемому явлению с разных сторон и позиций. Затрагиваются более многосторонние его связи, раскрываются их внутренние зависимости, происходит поиск причин и оснований для воспринимаемых изменений. Мысль становится критической, взвешиваются соображения о степени правильности, убедительности выводов. Нарастает зрелость суждений о разных сторонах жизни, быта, исторических событий. Возрастает и зрелость оценок, их большая продуманность и обоснованность, относящаяся к широкому кругу социальных явлений. Все это свидетельствует о сформированное™ у человека необходимых и отвечающих реальному положению дел способов ориентировки в широкой системе его жизнедеятельности, о возникновении в достаточном объеме систематизированного мира социальных ценностей.
В.Ф.Сержантов, рассматривая познание человека с позиции философского анализа основных понятий медицины, определял зрелость личности как такую устойчивость по отношению к внешним флуктуациям различных влияний, которая обеспечивается ее доминирующей целью жизни, приобретающей форму достаточно определенного смысла жизни, цементирующего всю систему ценностных ориентации и всю личностную систему интеграции индивида. Ссылаясь на Баррон, он выделяет следующие черты зрелой (неуязвимой, здоровой) личности: 1. Эффективное восприятие реальности и лучшее (более уверенное) отношение к ней. 2. Согласие с собой, другими людьми и природой. Лица, причисляемые к зрелым, сложившимся, относятся ко всем своим телесным потребностям без отвращения и стыда, но они также ценят и высшие свои функции, которые составляют сущность человека. 3. Наличие определенного характера и целостности в этическом смысле. 4. Приспособленность к себе и другим, что выражается в меньшем использовании защитных механизмов, в меньшей эгоистичности и подозрительности. У лиц, отнесенным к зрелым личностям, меньше явлений невротизма, они в большей мере чувствуют себя счастливыми, чем несчастными.
B.C.Братусь представляет личность как инструмент, способствующий приобщению человека к его родовой сущности. Стать личностью — значит, во-первых, занять межлюдскую нравственную позицию; во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность, в-третьих, утверждать ее своими поступками. Исходя из этого, B.C.Братусь выделяет два варианта развития личности — нормальное и анормальное. Он описывает основные условия и критерии нормального развития, которые в полной мере соответствуют понятию зрелой личности. Нормальное развитие личности проявляется в отношении к другому человеку как самоценности; способности к децентрации, самоотдаче и любви; творческом характере жизнедеятельности; потребности в позитивной свободе; способности к свободному волеизъявлению; самопроектировании будущего; вере в осуществимость намеченного; внутренней ответственности перед собой и другими и стремлении к обретению сквозного общего смысла своей жизни. Зрелым он считает не того, кто всегда уверенно приспосабливается по законам житейского разума, не ставя перед собою высоких нравственных целей, равно как не того, кто громко заявляет о своих высоких целях, не будучи в состоянии приложить себя к реальной жизни.
В работах Г.С.Никифорова, В.А.Ананьева и других личностная зрелость рассматривается как условие, влияющее на психическое здоровье человека и полностью функционирующей личности.
В.И.Слободчиков и А.В.Шувалов в своих работах, посвященных психологическому здоровью, выделяют ряд компонентов психологической зрелости. К психологической зрелости они относят: показатель уровня самооценки, самоотношения; умение управлять эмоциями, преодолевать напряжение и тревожность и конструктивное разрешение конфликтов. Психологическая зрелость — это основа психического здоровья, которое исследователи понимают как жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата. Психологическая незрелость приводит к ряду типичных отклонений в развитии человеческой субъективности, которые суть тенденции к «частичности» бытия. В.И.Слободчиков и А.В.Шувалов выделяют как минимум две линии дезонтогенеза субъективности: недоразвитие и дисгармоничное развитие. Первая — определяется диффузной самоидентичностью и несформированностью внятной личностной позиции с характерным комформным настроем. Подобная обезличенность проявляется в арефлексивном способе жизни, неопределенности ценностных приоритетов, неустойчивом и беспринципном стиле поведения, отсутствии стремления к позитивной свободе и самостоятельности, гипертрофированной зависимости от стечения обстоятельств, чужой воли и влияния среды, неспособности к самопроектированию своего будущего, приземленности интересов, инфантильной бездеятельности, наивных представлениях о своих возможностях, слабой внутренней ответственности перед окружающими, неозабоченности вопросами морали и проблемой смысла своей жизни. Натуры, которым свойственны указанные черты, склонны к избирательной идеализации людей, выбору лидера или кумира, что отчасти компенсирует недостатки их собственной «самости». Они оказываются наиболее податливыми к различного рода манипулятивным воздействиям.
Вторая линия дезонтогенеза субъективности определяется искаженной самоидентичностью с характерным эгоцентрическим настроем. Искажение личности проявляется в чрезмерном самолюбии и односторонности мотивационно-смысловой сферы, явно выраженном приоритете материальных целей над духовными ценностями, своенравии и неутомимой потребности самоутверждаться, привычке руководствоваться сугубо личной выгодой, навязывать свою волю и свои интересы окружающим, стремлении добиваться желаемого во что бы то ни стало, бесчувственном отношении к людям, безнравственном характере поступков (за счет других, в ущерб других, против других) и умении подвести под них мировоззренческую основу, отрицании чувства долга и моральной ответственности.
С.Максименко, говоря о формировании личности, выделяет несколько основных линий развития, способствующих появлению гармонической личности, которая вполне соответствует основным характеристикам личностной зрелости. Им выделяются следующие линии развития: рождение личности, которое связано с появлением субъекта, т. е. человека рефлексивного, ответственного, сознательного и пристрастного; линия развития интеграции личности, которая определяет личность не только как субъекта собственного поведения, но и как субъекта своего внутреннего мира; линия чувства причастности и интенсивной мотивации, как условие формирования интернального локуса контроля; линия развития саморегуляции и смысла жизни.
Таким образом, как в имплицитной житейской психологии, так и в современных психологических теориях, довольно отчетливо проявляется феномен личностной зрелости.







Оставьте комментарий об этой статье, нам ВАЖНО знать Ваше мнение


No Image
No Image No Image No Image
No Image
No Image No Image
No Image No Image No Image
StudOtvet
Случайная статья

Однажды в конце августа ко мне на консультацию обратилась бабушка будущего первоклассника. Проблема заключалась в том, что ребенок засыпал только...
С момента рождения человек проходит через различные стадии физического, интеллектуального, эмоционального и нравственного развития. Известный американский психолог, профессор Гарвардского университета...
Это известная русская пословица, давно утратившая свою актуальность.Мораль: до сих пор многие люди полагают, что проблемы, как снежный ком, растут...
PAT— это компактный модифицированный вариант Тематического апперцептивного теста Г.Мюррея.Стимульный материал представляет собой контурные сюжетные картинки. На них схематично изображены человеческие...
Интерес к обучению здоровых детей языку жестов появился в конце 1980-х благодаря двум независимым исследовательским проектам, которые проводили Джозеф Гарсия,...
Скрипач Г.Кремер задал этот вопрос и не смог сам на него ответить в своем телевизионном интервью. Он рассказывал, как поощряют...
Комиссия из районного отдела образования проверяла сельскую школу. Не нашли никаких нарушений. Возник только один вопрос: «Почему у вас все...
Девочке 5 лет было предложено нарисовать рисунок семьи. Она нарисовала себя и телевизор. На вопрос психолога о том, где же...




No Image
No Image No Image No Image
No Image  При перепечатке материалов, просьба ставить ссылочку на сайт http//:www.psihologu.info   
 
Хостинг для всех! Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Rambler's Top100
No Image
No Image No Image No Image