подробности

No Image



Раздел I Личностное развитие. Просто о сложном.

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Лидеры в основном бывают двух видов:
одни ведут народ, другие - толкают.
В. Георгиев

Развитие коммуникативных и лидерских качеств личности

(социально-психологический тренинг)

Цели: развитие социально-психологической компетентности личности, способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми; развитие активной социально-психологической позиции участника тренинга, способности человека производить общественно значимые преобразования в сфере межличностных отношений; повышение психологической культуры как существенного аспекта всестороннего развития личности.
Предварительная подготовка: конспект тренинга, наглядный и раздаточный материалы к играм и упражнениям, бумага и карандаши, ручки шариковые.
Наглядный и раздаточный материалы: бейджики, булавки, игрушка-символ, карточки к игре «Ботинки», карточки к игре «Волшебный лес», «Теремок», карточки с перечнем предметов для игры «Катастрофа на воздушном шаре», карточки к игре «Необитаемый остров», карточки к упражнению «Народная мудрость в пословице и поговорке», цветные карандаши, маркеры, шариковые ручки, листы бумаги формата А4, ватман, фотоаппарат, коробок спичек.
Продолжительность тренинга: 2 дня, 6 часов ежедневно с перерывами: два - по 10 минут, один - 45 минут (на обед).
Количество участников: до 24человек.

День первый
Ход тренинга
1-я часть. Знакомство и разминка.

Упражнение «Имя и его история».
Представление участников группы, рассказ об истории своего имени, озвучивание имеющегося опыта участия в тренинге, своих ожиданий от двухдневного взаимодействия.

Упражнение «Самопрезентация».
Ведущий предлагает каждому рассказать о себе, но за то время, пока горит спичка. Рассказ состоит из ответов на следующие вопросы:
- Ваше имя, знак зодиака?
- Любимое время года, блюдо, хобби?
- Какое качество характера Вы считаете наиболее ценным для работы в команде?

Упражнение «Нетрадиционное приветствие»
Хаотично передвигаясь по комнате, участники при встрече с кем-либо приветствуют его следующим образом:
- кивком головы;
- улыбкой;
- глазами;
- посредством рукопожатия;
- прикосновением плеча к плечу;
- прикосновением спины к спине;
- прикосновением коленки к коленке.

Упражнение «Цветное королевство»
Ведущий. Сейчас мы с вами отправимся в Цветное королевство, где живут очень замечательные люди. Это королевство включало в себя 4 губернии: «Солнечная», «Веснянская», «Огневская» и «Апельсиновская». Люди все говорили на одном языке, видимых границ между губерниями не было, но люди носили одежды определенного цвета, которые, как им казалось, сближают их между собой. Так, в губернии «Солнечной» все носили одежду желтого цвета, а вот в «Огневской» - красную. Какую одежду носили в «Веснянской» губернии, как Вы думаете? (Зеленого цвета.) А какой была одежда у жителей «Апельсиновской» губернии? (Оранжевого цвета.) Так вот, однажды на Цветное королевство налетел невиданный ураган, он разрушил много домов, смял пшеничные поля, но этого жители не боялись, ведь вместе они сильны и смогут все восстановить. Однако ураган был настолько силен, что перемешал все население страны, да и одежда их была настолько запачкана, что узнать цвет ее было нереально. А так как ураган сопровождался сильными, нестерпимыми для слуха звуками, то все заткнули уши берушами и, возможно, от волнения, а может, потому, что песок все еще чувствовался в воздухе, но наши жители не могли общаться с помощью речи. Итак, Вы и есть жители Цветного королевства, каждый из вас получит карточку, на которой написана ваша должность в губернии, а ее цвет означает принадлежность к той или иной губернии. Ваша задача собраться всем представителям по своим губерниям и построиться в том порядке, в котором по социальному статусу вы должны были бы стоять: король и королева вместе, рядом с королем - министр, рядом с королевой - принцесса, за министром - начальник стражи, за принцессой - фрейлина, за начальником стражи - повар, за фрейлиной - придворная модистка. Напомню, что говорить мы не можем, так как в ушах у нас беруши, и ориентироваться на цвет своей одежды нам также сложно, ведь она грязная. Готовы? Начали.
(Время выполнения задания не ограничено. Ждем, когда построятся все губернии. Затем идет проверка по цвету и по социальному статусу.)
Рефлексия на упражнение (пожеланию).

Упражнение «Башмаки»
Ведущий. Теперь, когда у нас есть четыре команды, я предлагаю вам новое задание. (Все участники снимают обувь, и ведущий, перемешав ее, раскладывает по разным углам комнаты.) Вы - одна команда, и ваша задача, взяв друг друга за руки, как можно быстрее и не размыкая рук, обуться в свою обувь. Если вдруг ваши руки разомкнутся, то вы начнете свое путешествие сначала и придется расстаться с уже найденными башмачками. (Во время выполнения задания ведущий отслеживает правильность выполнения и подбадривает участников. Упражнение закончено лишь тогда, когда все участники тренинга обуты.)
Рефлексия с опорой на карточки, которые раздаются каждой команде. Участники выбирают из списка те качества, которые соответствуют ощущениям от задания.
Карточки:
- сила коллектива
- лидерство
- опора на других
- концентрация на группе
- определение общих целей
- самовыражение
- преодоление предрассудков
- уважение
- преодоление страха
- победа над робостью
- концентрация на себе
- урегулирование спорных ситуаций
- самоконтроль
- важность правил
- готовность к общению
- честность
- принятие решений
- поддержка
- память
- сила поощрения
- доверие
- терпение
- вера в себя
- преданность группе
- успех
- здоровье
- чувство юмора
- целеустремленность
- четкая коммуникация
- умение решать проблемы
- имеющийся опыт

Ведущий. Что вы испытали, когда выполняли данное упражнение? Какие ощущения были у вас, и совпали ли они с теми, что указаны в карточке.
Затем предлагается обсудить ряд правил, которыми будут руководствоваться все участники тренинга на протяжении двух дней:
- Доверительный стиль общения.
- Общение по принципу «Здесь и сейчас».
- Персонификация высказывания (от собственного имени).
- Конфиденциальность всего происходящего в группе.
- Недопустимость оценок в адрес другого.
- Активное участие во всех упражнениях.
- Уважение к говорящему или принцип активного слушания.

Возможно, что список будет дополнен, но это основные правила работы группы.
Правила набираются на компьютере и вывешиваются сразу после их озвучивания, новые можно дописать маркером.
Перерыв.

2-я часть. Основная.
Упражнение «Ассоциации»

Ведущий предлагает участникам группы высказать свои ассоциации на слово «Общение», это может быть образ, личностные качества или что-то другое. (Все высказывания фиксируются на ? листа ватмана.) Затем ведущий подводит итог и дает определение: «Общение - это многоплановый, сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, содержащий информацию, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. Общение может быть конструктивным и деструктивным».
Работа в подгруппах.
Группа делится на две подгруппы, и каждая описывает один из видов общения, как его понимает. В итоге работы должен получиться некий образ конструктивного и деструктивного общения. Можно использовать маркеры, цветные карандаши, ? листа ватмана или листы формата А4.
(Время на выполнение задания - 10 минут. Затем презентация работы подгруппы.)

Упражнение «Земляне и инопланетяне».
Ведущий предлагает одной группе стать землянами, а другой группе - инопланетянами. Каждый Землянин может выбрать того Инопланетянина, который ему симпатичен, но ни один Инопланетянин не должен остаться без пары.
Земляне получают задание так, чтобы его не слышали инопланетяне: установить контакт с иной цивилизацией, объяснить им, где они находятся, кто их приветствует, и выяснить, с какой целью инопланетяне прилетели на Землю.
Инопланетяне также получают инструкцию наедине: они не знают языка землян, поэтому не реагируют на фразы, но могут реагировать на мимику, жесты, звуки. Как только они почувствуют, что землянин, вступивший в контакт, им симпатичен, то могут с ним вступить в контакт на уровне звуков, мимики, пантомимики и объяснить, откуда они прилетели и с какой целью.
(Упражнение проводится в течение 15-20 минут.)

Рефлексия на упражнения в парах.
Ведущий выясняет, что чувствовали участники во время вступления в контакт, удалось ли установить контакт и выяснить информацию, озвучивание полученной информации с двух сторон и выяснение того, что было наиболее сложным.
На плакате по конструктивному общению вносятся пометки, на что необходимо обратить внимание при установлении контакта, чтобы общение было конструктивным, а также вносятся пометки, что может провоцировать деструктивное общение.

Упражнение «Народная мудрость в пословице и поговорке».
Ведущий предлагает участникам разделиться на тройки с помощью счета: 1, 2, 3, 1, 2, 3 и т. д. Затем каждая тройка получает свою пословицу или поговорку и должна будет в течение 5 минут продумать, каким образом она ее представит участникам группы. Представлять можно только с помощью невербальных средств выразительности (мимика, жесты, пантомима).
Каждая тройка представляет свою пословицу, а остальные участники должны ее угадать.
Варианты пословиц и поговорок:
- Сделал дело - гуляй смело.
- Цыплят по осени считают.
- Красна изба пирогами, а человек - делами.
- Что написано пером, не вырубить топором.
- Делу время, а потехе час.
- Один в поле не воин.
- При солнышке - тепло, а при матушке - добро.
- Кабы знал, где упасть, соломку бы подстелил.
- Сколько волка ни корми, а он все в лес смотрит.
- Тише едешь - дальше будешь.

Упражнение «Волшебный лес».
Ведущий предлагает участникам тренинга рассчитаться на 1, 2. Все первые номера — лес зайцев, а все вторые номера - лес кроликов. Обсуждение ощущений, которые возникли у участников после того, как они стали обитателями леса. Возможно, что кому-то хотелось бы перейти в другой лес, но это возможно, если есть желающие из противоположного леса.
Итак, на поляне, которая соединяет два леса, появляется ворона. «Эх, вы, живете и не знаете, что вы, кролики, - вовсе и не все кролики, а вы, зайцы, - вовсе не все зайцы. Я узнала, что здесь ночью была злая колдунья и заколдовала вас, чтобы все вы внешне были зайцами, кроликами, но скоро, очень скоро колдовство потеряет силу и откроется истина».
День из жизни леса: вам надо поговорить и решить, кто же из вас внутренний кролик, а кто - заяц. После этого выпроводить непрошенного гостя в его лес. (5-7 минут обсуждения, а затем принятое решение озвучивает один из представителей леса.) Снова наступает ночь, и ведущий раздает каждому участнику роли, которые они, познакомившись с ними, никому другому не показывают. Количество кроликов и зайцев должно быть одинаковым, но перемешано. Снова прилетела ворона: «Спите, а через два дня будет полнолуние, и все узнают правду. Но два дня - это много, сколько глупостей можно наделать». (7-10 минут обсуждения; переход того, кого выгнали из леса.)
Снова на поляне появляется ворона: «Спите, спите, все проспите, а ведь близится час откровения, и все мы узнаем правду. Узнаем, кто из вас зайцы, а кто - кролики. Решите, что же вы будете делать». (10 минут на последнее обсуждение, переход того, кого выгнали из леса, но необходимо согласие команды принять новичка из другого леса, поэтому если согласия нет, то новичок либо убеждает команду, либо ему необходимо принять какое-то решение.)
Ночь. Беспокойная ночь, ведь на небе полнолуние и утром все будет ясно.
Утро - время прозрения: все озвучивают свои роли.
Обсуждение самочувствия участников упражнения, трудностей, с которыми они столкнулись в обсуждении и при принятии решений.
Ведущий. Как часто мы верим тому, чему хотим верить, не обращая внимание на очевидные факты при общении с другими людьми. Поэтому иногда черное для нас становится белым, а белое - черным. Ну, а сейчас, когда все разногласия позади, самое время для совместного творчества. Я предлагаю вам придумать легенду о лесе и ее жителях, которую будут передавать из поколения в поколение.
(Время на работу - 15 минут. Затем легенды зачитываются, и все авторы награждаются аплодисментами.)

Перерыв.

Упражнение «Чувствоведы».
Все участники объединяются в круг, каждый задумывает какое-либо чувство и представляет его участникам группы с помощью мимики и жестов. Остальные участники группы называют чувство, которое было задумано.

Виноград
(Притча)
Ведущий. «Как-то шли по дороге четыре человека: турок, перс, араб и грек, их свела вместе сама судьба на неопределенный промежуток времени. Где-то на середине пути они нашли динар. Этот динар и стал причиной их ссоры. Один из них захотел купить на динар ангур, но другой сказал, что динар они нашли вместе и он имеет право купить на него эйнаб. Тут в спор включился третий из странников: «Мы могли бы купить узум».
Однако и у четвертого спутника были планы на этот динар: «Мы приобретем стафил». Так спор перерос в драку, каждый считал, что он знает лучше, на что потратить динар, однако доводы были неубедительны. Каждый старался настоять на своем, и в ход пошли кулаки.
Возможно, все так и продолжалось бы, если бы на их пути не появился старец. Старец выслушал каждого из них и стал объяснять им, что все говорят об одном и том же, но на своем языке. А как вы считаете, каким образом можно было бы разрешить их спор?».
(Варианты аудитории.)
После того как будут выслушаны предложенные варианты, ведущий рассказывает окончание притчи: «Старец сказал, что проще всего было бы пойти на рынок и показать то, что хотел купить каждый из странников на свой динар. Однако путники все еще продолжали выражать недовольство в адрес друг друга. Тогда старец дал каждому по веточке и попросил их нарисовать то, что они хотели бы приобрести на рынке на найденный динар. Каково же было их изумление, когда они увидели на пыльной дороге изображение четырех гроздей винограда. Странники хотели поблагодарить старца, но он уже исчез».

Рефлексия на притчу.

Игра «Путешествие на воздушном шаре».
Ведущий. Надеюсь, что эта притча поможет вам в следующем задании. Мы отправляемся с вами в путешествие на воздушных шарах, но для начала необходимо разделиться на команды, для этого необходимо рассчитаться на груши, яблоки, сливы и абрикосы. Все яблоки объединяются в одну команду, сливы - во вторую, груши - в третью, и абрикосы - в четвертую. Теперь, когда у нас есть команды, я предлагаю вам расположиться поудобнее, закрыть глаза и послушать одну историю.

Вводная настройка.
Как хорошо быть в кругу друзей. Команда сейчас находится в корзине воздушного шара. Вы поднимаетесь над землей, уже и не разглядеть лиц провожающих вас близких, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки - и вы летите под облаками, поднимаясь все выше и выше. Вы летите над городами, лесами, полями, ветер силен, и вот уже вы над океаном. Океан не спокоен, вам сверху видны белые барашки волн, но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уносит вас вдаль. Но что это? На горизонте появляется небольшая точка, и она стремительно приближается. Это гигантский орел, он смотрит на вас недобрым взглядом. Он кружит над вами, вздымается над шаром, исчезает из поля вашего зрения - и вдруг вы слышите, что кто-то царапает обшивку вашего шара когтями, удары и шипение. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет в орла, но вот незадача - вы спугнули орла, он медленно парит вниз, как и ваш воздушный шар. Под вами океан, шар все ниже и ниже, конечно, корзина может держаться на воде, но сколько времени? А если начнется шторм, то что будет с вами? Вдалеке, по направлению ветра, несколько островов, но и до них надо еще добраться. Есть шанс спастись. Вам необходимо освободиться от не самых нужных вещей, и тогда у вас будет шанс добраться до ближайшего острова. Что же выбросить? Ведь какие-то вещи могут быть полезны на острове. И сколько еще придется жить на острове, обитаем ли он? О климате в этих широтах вам также ничего не известно: сейчас тепло, но что будет ночью? Итак, откройте глаза, сейчас каждый из вас запишет список вещей, которые есть на борту шара. Именно их вам придется последовательно выкидывать из корзины, чтобы добраться до острова. Первым номером отметьте то, что считаете необходимым бросить за борт в первую очередь, и т. д. (Индивидуальная работа -10 минут.)
 


Список вещей:
- Миски, ложки, кружки.
- Ракетница с сигнальными ракетами.
- Подборка полезных книг про все на свете.
- Консервы мясные.
- Топоры, ножи, шило, лопата.
- Канистра с питьевой водой.
- Бинт, вата, перекись водорода, зеленка.
- Винтовка с запасом патронов.
- Шоколад.
- Золото, бриллианты.
- Большая собака.
- Рыболовные снасти.
- Зеркало, мыло, шампунь, зубная щетка, расческа.
- Теплая одежда.
- Соль, сахар, набор специй и витаминов.
- Медицинский спирт - 1 фляга (0,5 литра).
- Канистра бензина (50 литров).
- Компас.
(После того как каждый участник определил, что же необходимо выбросить за борт, вся команда коллегиально обсуждает и решает, что же они оставят в корзине. Время на обсуждение - 20 минут. Затем список передают ведущему, предварительно подписав название команды.)

Рефлексия.
Необходимо обсудить ход дискуссии: вклад каждого участника в обсуждение. Кто проявлял инициативу, кто оказывал влияние на ситуацию, кто спасал вас? Какие личностные качества проявлялись в этом путешествии у членов вашей команды? Что помогло сделать ваше общение конструктивным?
(Отметить на плакате. Если же общение носило деструктивный характер, то выяснить, что же этому способствовало, и записать на втором плакате.)

3-я часть. Подведение итогов работы.
Упражнение «Поход во внутренний мир».

Каждому участнику предлагается нарисовать то, что он чувствует по итогам сегодняшнего дня. Время на работу - 10 минут. Затем рисунки выкладывают в круг, и желающим предлагается озвучить то, что они чувствуют, какие мысли их посетили к окончанию первого дня тренинга.
Ведущий благодарит всех за работу.

День второй.
Ход тренинга

1-я часть. Знакомство и разминка.
Высказывания по ощущениям, которые есть на момент начала второго дня тренинга.

Упражнение «Аббревиатура имени».
Представление участников тренинга по имени, в котором каждая буква соответствует определенной черте характера.

Упражнение «Здравствуй, это я».
Ведущий предлагает участникам тренинга, хаотично передвигаясь по комнате, при встрече с кем-либо произнести фразу: «Здравствуй, а я тебя помню» и выбросить наугад некое количество пальцев, не договариваясь об этом. Необходимо отследить, сколько было совпадений, и запомнить собственные ощущения, когда совпадения были и когда их не было.

Упражнение «Трамвайчик».
Все сидят в кругу, количество стульев на один больше, чем участников. Первый - ведущий - говорит: «А я еду». (Пересаживается на свободный стул.)
Второй, кто находится за ведущим: «А я рядом». (Пересаживается на свободный стул.)
Третий: «А я зайцем». (Пересаживается следом.)
Четвертый: «А я с ... (называет имя одного из участников тренинга)». (Пересаживается следом на свободный стул.)
Тот, чье имя названо, занимает свободный стул около номера 4.
Игра начинается снова, и первым номером будет тот, около кого есть свободный стул. Игра повторяется до 5 раз, и постепенно увеличивается темп.

Упражнение «Метафора».
Ведущий предлагает участникам тренинга выразить свое отношение к тому или иному высказыванию, но не с помощью слов, а перемещаясь по комнате: «да» - справа от ведущего; «нет» - слева от ведущего; «иногда» - по центру.
1. Тяжела ты, шапка Мономаха.
2. Своя ноша не тянет.
3. Назвался груздем, полезай в кузов.
4. Каково дерево, таков и плод.
5. Вместе тесно, а врозь скучно.
6. Семеро одного не ждут.
7. Один в поле не воин.
8. Мал золотник, да дорог.
9. Делай добро - бросай его в воду.
(Во время перемещения по подгруппам ведущий фиксирует наполняемость группы на ту или иную метафору.)

Рефлексия на упражнение (пожеланию).
Выяснить, какое высказывание вызвало наибольшее затруднение, а какое было для желающего поделиться впечатлениями наиболее приемлемо, само собой разумеющееся.
Ведущий просит участников тренинга вспомнить правила, которые они приняли в первый день их встречи.
Ведущий предлагает участникам рассчитаться на 1, 2, и все первые номера объединяются в одну команду, а вторые - в другую.

Упражнение «Веселая головоломка».
Каждая команда получает задание сложить картинку из пазлов, но во время ее сбора все участники команды не должны общаться с помощью речи. Ведущий показывает сюжет собранной картинки одной группе, а затем второй. Для упражнения берется 2 набора пазлов с одним сюжетом. Все пазлы выкладываются на один общий стол, который находится между столами, за которыми будут работать команды. По условному сигналу команды начинают подходить к общему столу, брать пазлы и затем, перенеся их на свой стол, создавать картинку. Ведущий фиксирует время и выполнение правил. Если какая-то из команд нарушит правило, то ведущий записывает им штраф 1 балл, который является показателем организованности команды. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждая команда соберет свою картинку.

Рефлексия на упражнение.
Ведущий выясняет, как работалось в команде, были ли в команде наиболее активные участники, что чувствовали, когда приближались к заветной цели.

Перерыв.

2-я часть. Основная.
Мозговой штурм.

Ведущий. Тема нашего сегодняшнего дня - «Лидерство». Кто такой лидер, какого человека мы можем назвать лидером? Ваши варианты вы запишите на листочках, а затем сложите вот в этот волшебный мешочек. (Как только последняя записка опущена в мешок, ведущий предлагает заслушать их и высказаться по поводу того, что услышат. Возможно, у кого-то есть что сказать. Если большое количество участников согласны с высказыванием, они поднимают руку и высказывание заносится на лист ватмана.)
Э.Кристофере и Л.Смит утверждают, что у людей с детства есть три выраженных паттерна:
1) во власти;
2) в общении с людьми;
3) в решении проблем.
Когда речь идет о лидерстве, мы имеем дело с тем, что все три возможности (способности) являются для человека актуальными. Лидер - это человек, который способен влиять на окружающих с тем, чтобы эффективно добиваться своих целей. Другими словами, лидер - это успешный коммуникатор.

Упражнение «Базар волшебных вещей».
Ведущий предлагает участникам тренинга вспомнить о волшебных вещах, которые являются помощниками героев любой сказки. Ведущий делит участников на две команды: команда продавцов и команда покупателей. Затем он предлагает всем представить себя на восточном базаре: кто-то - покупатель, а кто-то - торговец чудесами. Однако свой товар последним предстоит представлять покупателям с помощью мимики и жестов. Если ваш товар покупателя заинтересовал, то вы хлопаете друг друга по ладоням. (В комнате звучат ритмы восточного базара. В течение 5 минут идет презентация товаров и их выбор покупателями. Ведущий просит торговцев чудесами запомнить количество покупателей, которые приобрели их товар.)
Затем покупатели и торговцы меняются местами.

Рефлексия.
Ведущий выясняет, какие чувства посетили участников тренинга в момент выполнения упражнения. Что они предлагали, когда были в роли торговцев чудесами, и что приобретали. Каким образом они выбирали волшебный предмет, и насколько легко было его презентовать, не используя речь.

Упражнения «Этюды общения».
Ведущий предлагает участникам разделиться на пары по желанию. Каждая пара в течение одной минуты разыгрывает один из заданных этюдов. В этюде две роли, поэтому на второй минуте партнеры меняются ролями. Необходимо отметить тот этюд, ту роль, которые были наиболее комфортными, а также ту роль и этюд, вызвавшие противоположные ощущения в теле, чувства. Варианты этюдов:
- птица в клетке (роли: птица и клетка);
- садовник и цветок;
- ветер и парусник;
- рыбак и рыба;
- молоток и гвоздь;
- качели.

Рефлексия на упражнение.
Ведущий подводит резюме: «Эти этюды напрямую связаны с позициями в общении людей. Возможно, вы уже догадались: а) позиция сверху - давление, авторитаризм; б) позиция снизу -манипулирование, поддержка, а иногда и избегание принятия решений самому; в) позиция - на равных - партнерская, взаимопонимание, демократическая. Какой этюд, по вашему мнению, соответствует первой позиции? (Варианты аудитории, так же строится опрос по остальным позициям. Обсуждение, в каких ситуациях имеет место та или иная позиция при взаимодействии и какая позиция может быть эффективна в лидерстве.)

Драматизация сказки «Теремок».
Ведущий предлагает восьми добровольцам принять участие в следующем задании. Создается пространство для сцены, устанавливается декорация теремка. Затем ведущий раздает каждому из добровольцев карточки с ролями и кратким описанием ролевого поведения персонажа сказки. Далее он предлагает остальным участникам быть не только зрителями, но и экспертами, которые отслеживают временной регламент, а также к ним будет обращаться автор при возможных спорных моментах. Затем ведущий вспоминает с героями сказку и персонажа, который является нежеланным гостем в теремке.
Ведущий. Верно - это медведь, так как он способен разрушить теремок. Поэтому нашему медведю будет дано право выдать себя за любого персонажа сказки «Теремок», а так как окна в теремке очень давно не мылись, то очевидно, что разглядеть, кто за дверью, трудно, практически невозможно. Понятно, что тому, кто пришел в теремок первым, повезет больше, чем тому, кто будет следующим. Все остальные должны за 3 минуты убедить того, кто в теремке, их впустить.
Внимание ведущего: кроме ролей ведущий раздает и порядковые карточки, то есть кто и каким по счету придет к теремку; если медведь вытащит карточку под номером один, то идет пережеребьевка.

Карточки с ролями и ролевым поведением персонажей
Комар ведет себя упрямо и агрессивно, настаивает на своем, не слушая других. Категорически против заселения в теремок лягушки (она может его съесть) и медведя. Готов принять в теремок мышку (ее легче всего покусать).
Муха постоянно что-то говорит, надоедлива, но не настойчива в своих взглядах. Не заинтересована в заселении в теремок волка (большой, может ее раздавить) и медведя, симпатизирует комару (благодаря К. Чуковскому).
Мышка очень подвижна и пуглива, своего мнения почти не высказывает. Против заселения в теремок лисы (та может ее съесть) и медведя. Хотела бы, чтобы в теремке жила лягушка, поскольку она наиболее близка по размеру.
Лягушка нетороплива, взвешивает решения и старается убедить других. Против заселения в теремок зайца (ревнует, что он дальше прыгает) и медведя. Готова принять в теремок муху (обед с доставкой на дом).
Заяц робок, застенчив, готов согласиться с любым мнением. Против соседства с комаром (нет-нет да и укусит) и медведем. Согласен с заселением в теремок волка (авось, защитит, если что, от лисы).
Лиса хитра, дипломатична, находчива, ведет себя гибко. Умеет добиться своего. Против заселения в теремок мухи (уж очень надоедлива) и медведя. А вообще-то хотела бы жить в теремке единолично.
Волк способен, сдержан, мнение веско и убедительно. Против соседства с мышкой (шуршит постоянно) и медведем. Согласен с заселением в теремок зайца (но зря тот надеется на защиту от лисы - волк просто сам любит рагу).
Медведь вынужден скрывать, кто он на самом деле. Может выдать себя за любого из зверей - комара, муху, лягушку, зайца, лису и волка.

Рефлексия по итогам игры.
Ведущий выясняет, какие чувства испытывали в ходе игрового взаимодействия участники, что отметили эксперты. Какие ситуации, проигранные в сказке «Теремок», соответствуют тем позициям в общении, о которых говорилось в предыдущем упражнении: а) позиция сверху; б) позиция снизу; в) позиция на равных. Особое внимание обратить на чувства того, за кого выдавал себя медведь, а также на ощущения участника, которому досталась роль медведя.
Снятие ролей с участников драматизации: все становятся в круг и проговаривают: «Я больше не ... (персонаж сказки), я ... (свое имя)». (И так несколько раз.)
Ведущий. Поднимите руку те, кто считает, что наши участники смогли проявить эти качества и быть убедительными. Скажите, а важно ли лидеру быть убедительным? (Ответы аудитории.) Ну что ж, а сейчас мы ненадолго прервемся, у нас перерыв.

Перерыв.

Упражнение «Интервью».
Участники тренинга разбиваются на пары, но только с теми, с кем они еще не были в паре. Ведущий предлагает им в течение 3 минут взять интервью друг у друга, узнать о том, о чем, возможно, еще не известно участникам тренинга (интересы, увлечения и т. п.). После 3 минут один из партнеров становится за спину другого и начинает от его имени рассказывать о том, что узнал, остальным участникам. Затем партнеры меняются местами.
Рефлексия на упражнение.

Игра «Путешествие на необитаемый остров».
Ведущий. Теперь, когда мы стали еще ближе друг другу, я предлагаю вспомнить, в каких командах вы находились во время вчерашнего путешествия на воздушном шаре. Объединитесь в эти команды.
Я напомню, что воздушный шар, на котором вы совершали путешествие, был поврежден. Благодаря совместным усилиям, своевременно принятым решениям по освобождению корзины от ненужных вещей, все смогли благополучно высадиться на остров.
Волею судьбы вы оказались на необитаемом острове. Здесь богатый животный и растительный мир, но есть и опасности: ядовитые растения, парящее солнце днем и прохлада ночью, но самое трудное - суровые, холодные зимы. Сплоченной группой продержаться можно, а в одиночку - нереально. В ближайшие 10 лет вы не сможете вернуться к цивилизации, к привычному образу жизни. Ваша задача - создать для себя условия, в которых вы могли бы выжить. За такой срок люди иногда дичают, из-за раздражительность вспыхивают ссоры, драки не на жизнь, а на смерть. Как проявите вы себя в этой жизни? Вам предстоит освоить остров, организовать хозяйство и определиться с тем:
1. Кто будет ваш лидер и будет ли он вообще.
2. Наметить первоочередные дела.
3. Распределить обязанности.
Надеюсь, что ряд подготовленных мною пунктов вам в этом поможет, но вам необходимо обсудить каждый из них. Пункты к обсуждению:
- Какие санкции вы определите за невыполнение обязанностей?
- Какие законы вы примете в первую очередь?
- Как вы будете решать задачу распределения благ?
- Имеет ли право человек никому не подчиняться и жить по-своему?
- Будут ли органы управления вмешиваться в частную жизнь?
- Если человек злой и вредит другим, что вы будете делать?
- Какое будет наказание за совершенное преступление? Кто будет «палачом»?
- Как вы будете решать вопросы планирования семьи и воспитания детей?
- Нет ли у вас сейчас обиженных, одиноких, недовольных?
- Будут ли у вас праздники, выходные дни?
Может быть, вам удастся не только выжить, но и создать идеальное общество. У вас есть треть из того, что было в корзине, и я хочу вам вернуть ваши вещи. Время на работу в подгруппе - 30 минут. Итак, время пошло.
(По истечении времени команды презентуют свои проекты, проекты своего сообщежития.)

Рефлексия на игру.
Необходимо обсудить, как проходила дискуссия в каждой команде. Кто был явным лидером в команде? Какие пункты вызвали наибольшее затруднение при принятии решений? Какие качества помогли вам принять общие решения?

Упражнение «Герб».
Каждому участнику предлагается нарисовать свой герб, который бы отразил его представление о собственных лидерских качествах, возможно, уже увиденных и проявленных в тренинге или желаемых. Ведущий напоминает, что герб может быть любой геометрической формы, а внизу девиз, который сопутствует вашей жизни, так называемый краткий слоган. Время на выполнение задания - 15 минут. После выполнения задания рисунки раскладывают в круг и участникам занятия, по желанию, предлагается озвучить то, что они хотели бы рассказать.

3-я часть. Подведение итогов.
Упражнение «Групповая скульптура».

Ведущий предлагает участникам тренинга в заключение высказать свои ощущения от сегодняшнего дня, а также насколько их ожидания были оправданны в ходе двухдневного тренинга.
Затем предлагается создать групповую скульптуру, которая отражала бы общее настроение группы. Участникам необходимо выбрать место, где они чувствовали бы себя наиболее комфортно, и встать так, чтобы почувствовать дух группы, комфорт от того времени, которое они провели вместе, будучи участниками тренинга. Можно сделать фотографию.

 







Оставьте комментарий об этой статье, нам ВАЖНО знать Ваше мнение


No Image
No Image No Image No Image
No Image
No Image No Image
No Image No Image No Image
StudOtvet
Случайная статья

  Однажды летом я отдыхала на берегу водохранилища. Примерно в десяти метрах от берега были выставлены буйки, так что тем, кто...
Обычно после слов учителя: «К доске пойдет...» — в классе воцаряется напряженная тишина, которая разряжается вздохом облегчения после того, как...
1. Не вмешивайтесь в дела, которыми занят ребенок, если он сам не попросит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать...
Текст опросника1. С кем ты живешь дома?2. Если бы ты играл в игру «семья», кем бы ты стал в этой...
Программа тренинга родительской эффективности бала разработана впервые Т.Гордоном в 1962 году и получила широкое распространение и популярность в зарубежной практике...
Профессор искусства и наук общения из Государственного университета Пенсильвании Мэрилин Дэниэлс является наиболее преуспевающим исследователем детского языка жестов. Отдавая должное...
Если вы сталкиваетесь с пожилыми русскими, приехавшими в другую страну, то часто замечаете удивительную особенность их поведения. Они не стремятся...
Анализ сновидной продукции является эффективным методом изучения бессознательных уровней психики. Для понимания природы различных психических заболеваний имеет определенное значение раскрытие...




No Image
No Image No Image No Image
No Image  При перепечатке материалов, просьба ставить ссылочку на сайт http//:www.psihologu.info   
 
Хостинг для всех! Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Rambler's Top100
No Image
No Image No Image No Image