подробности

No Image



Коррекционно-профилактическая работа с учителями

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Коррекционно-профилактическая работа с учителями направлена на достижение двух основных целей. С одной стороны, она способствует ослаблению психической напряженности учителя, снятию некоторых невротических реакций, т.е. имеет сугубо психотерапевтические цели. С другой — она предполагает развитие внутренних психических сил учителя, расширение его профессионального самосознания, формирование педагогической рефлексии в его деятельности.
На основании представленных целей можно выделить три основных аспекта коррекционно-развивающеи работы с учителями (Бачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога - М.: Ось-89, 2002.):
- осознание своих личностных особенностей и оптимизация отношений к себе, своей личности;
- осознание себя в системе профессионального и личностного общения; оптимизация межличностных отношений с коллегами, администрацией, членами семьи;
- осознание своей профессиональной компетентности, оптимизация системы профессиональной деятельности.

1. Психодраматические и социодраматические упражнения для учителей
В групповой работе со взрослыми (педагогами и психологами) многим специалистам довольно часто приходится использовать элементы психотерапевтических методов, в частности, психодрамы и социодрамы. Подобные упражнения нацелены, прежде всего, на оптимизацию психологического здоровья учителей, снятие внутренней напряженности.
Примером подобных упражнений могут быть упражнения, предложенные И.В.Вачковым в книге «Групповые методы в работе школьного психолога» (Там же).
Упражнение «Исполнение желаний» (психодраматическая техника)
Целью психодрамы является пробуждение спонтанности человека, которая находит выражение в акте  творчества, то
есть проявлении некой модели поведения в ситуации «здесь и теперь». Целительный, коррекционный, развивающий эффект психодрамы достигается за счет катарсиса — снятия напряжения и обучения ролевым играм, включающего обучение спонтанности и расширение имеющегося ролевого репертуара (иногда даже отказ от некоторых ролей).
Психотерапевтические приемы психодрамы имеют, как правило, очень сильный эффект и могут использоваться в работе только опытными психологами. Однако данная психодраматическая техника («Исполнение желаний») является достаточно безопасной и эффективной и может применяться даже начинающими психологами.
Эта техника может быть использована на разных стадиях групповой динамики, но группа должна быть достаточно «разогретой». Особенно хороший эффект она приносит на заключительном занятии группы, задавая оптимистический настрой участникам и внушая веру в реальность осуществления любой мечты.
Ведущий. Друзья, сегодня мне хотелось бы предложить вам совершенно уникальную возможность, которая, вероятно, не всякий день вам предоставляется, — возможность исполнить ваши заветные желания. Психологический тренинг, как мы с вами знаем, — это необычная реальность, в которой могут происходить самые невероятные вещи. Каждый из нас может стать — хотя бы ненадолго — настоящим волшебником и помочь другим реализовать их мечту. А другие помогут нам... Итак, подумайте, чего бы вам хотелось? Каково ваше желание? Несколько минут участники размышляют. Иногда участники задают вопросы типа: «А несколько желаний можно?». Ведущий великодушно разрешает. Когда каждый определился со своим желанием, ведущий предлагает кому-либо сообщить о своем желании группе. С этого момента и начинается время для импровизаций ведущего и проявления им способностей к театрализации. Описать возможную схему действий можно на примере.
Скажем, один из участников сообщает, что мечтает получить квартиру.
Ведущий. Как вы представляете себе получение квартиры? Откуда она возьмется?
Участник. Ну, меня вызывают на жилищную комиссию и там говорят... (молчит).
Ведущий. Хорошо. Давайте представим себе комнату, в которой происходит заседание жилищной комиссии (освобождает пространство в тренинговой аудитории). Где стоит стол, за которым сидят члены комиссии? Сколько их? Кто из участников нашей группы смог бы сыграть роль председателя комиссии? А кто — других членов?
Участник (протагонист) выбирает вспомогательных лиц — т.е. исполнителей ролей, необходимых в данной сцене, — из числа членов группы.
Разыгрывается сцена в жилищной комиссии. Ведущему следует дать возможность участникам самим разыграть эту сцену. При необходимости он может, стоя за спиной протагониста или кого-либо из вспомогательных лиц, подсказать нужную фразу, но лучше вмешательства избежать — обычно участники группы не испытывают серьезных трудностей со сценами такого рода.
Итак, решение о выделении квартиры на «заседании комиссии» принято, ордер получен. Ведущий предлагает протагонисту прийти в квартиру, осмотреть ее и позаботиться об интерьере — ставится новая сцена.
Ведущий. Давайте пройдем в вашу комнату. Опишите, пожалуйста, что в ней находится. Где и как стоит мебель? Есть ли что-нибудь на стенах — картины, фотографии? Какого цвета портьеры на окнах? И т.п.
Ответы протагониста не просто внимательно выслушиваются ведущим, а тут же сценически воплощаются; ведущий предлагает протагонисту выбрать из участников группы исполнителей ролей «книжного шкафа», «журнального столика» и прочих предметов интерьера, вплоть до портьер и цветочного горшка. При этом вспомогательные лица располагаются в пространстве «квартиры» на соответствующих местах. Когда квартира «обставлена», ведущий просит протагониста еще раз взглянуть на то, что получилось, подумать, не забыто ли что-то важное. Некоторое время протагонист может побыть в своей «квартире», вживаясь в свою реализованную мечту.
Классический психодраматический сеанс состоит из трех стадий — разогрева, действия и взаимодействия с группой (обмен чувствами), или завершающей стадии. Одной из важнейших задач завершающей стадии сеанса является увеличение в пациенте способности понимать себя, свое поведение, свое воздействие на окружающих. Это достигается в психодраме путем двух форм интерпретации — в первую очередь языком действий и вербализации.
В данном случае вся постановка, включающая одну, две или три сцены, не превышает по времени двадцати минут (а лучше уложиться в десять) и достижение катарсиса не ставится как цель. Достаточно просто убедиться, что протагонист переживает позитивные эмоции и удовлетворение от «исполнившегося» желания. После того как протагонист сказал группе о своих чувствах и поблагодарил исполнителей ролей, можно переходить к исполнению следующего желания.
Иногда кто-нибудь из участников, проявляющий большое желание стать протагонистом, в то же время высказывает серьезное сомнение в возможности сценического воплощения своего желания. Такие сомнения абсолютно беспочвенны. На самом деле с помощью психодраматических техник можно реализовать практически все.
Алгоритм «исполнения желаний» следующий:
Во-первых, нужно выяснить, хотя бы в самых общих чертах, как именно видит протагонист реализацию своего желания.
Во-вторых, построить пространство сцены в соответствии с видением протагониста.
В-третьих, включить в сцену нужных вспомогательных лиц.
В-четвертых, разыграть действие — своеобразный миниспектакль, события в котором либо предшествуют исполнению желания (и обуславливают его), либо разворачиваются как само воплощение желания, либо происходят в ситуации уже исполнившегося желания.
Помочь реализации этого алгоритма может применение базовых техник психодрамы.
1. Представление самого себя (самопрезентация) — серия коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя.
2. Исполнение роли — имитация поведения какого-то человека или акт принятия роли части тела, животного, неодушевленного предмета или даже роли представления или понятия, например, такого, как страх, смерть, неуверенность.
3. Диалог — изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми, где каждый играет самого себя.
4. Монолог — проговаривание своих чувств и мыслей вслух, очень часто во время движения по кругу.
5. Дублирование — техника, при которой вспомогательное лицо играет дублирующую роль протагониста — одновременно с ним, пытаясь стать его «психологическим двойником».
6. Реплики в сторону — ситуация ролевой игры, в которой протагонист общается со вспомогательным лицом и говорит вслух, что он действительно думает, чувствует или собирается делать.
7. Обмен ролями — одно из самых важных и сильных психотерапевтических средств. В этой технике на короткое время два человека меняются местами — физически — так, что А становится Б и Б становится А. При этом каждый перенимает позу, манеры, душевное и психологическое состояние другого.
8. Техника пустого стула — метод, активно применяемый и в психодраме, и в гештальттерапии. Протагонист взаимодействует с воображаемым кем-то или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями, в форме монолога или чаще — обмена ролями.
9. Техника зеркала — осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия.
Вместе с тем начинающий психолог может ограничиться просто постановками нужных сцен, без использования перечисленных техник.
Если группа не слишком велика (до двенадцати человек), то представляется обязательным исполнение желаний каждого. Следует помнить, что на это может потребоваться два с половиной — три часа. Если группа многочисленна, то исполнение всех желаний окажется проблематичным именно в силу временных ограничений. Но нужно поработать с желаниями тех, кто настаивает на этом, и тех, кому, по мнению ведущего, очень нужна эмоциональная поддержка группы.
Если желание участвовать в качестве протагониста высказывают все участники группы, то ведущий может предложить продолжить это упражнение на следующем занятии.
Завершается работа в этом упражнении обменом чувств между участниками.
Упражнение «Мозговой штурм» (социометрическая техника)
Методика «мозгового штурма» хорошо известна психологам и уже несколько десятилетий успешно применяется в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности, где требуется найти неординарное решение какой-либо сложной проблемы.
Однако психологические потенциалы этой методики явно недостаточно используются в сфере образования. Данный вариант методики «мозгового штурма» может быть реализован на педагогическом совете, в процессе психологического тренинга учителей или как отдельное специальное мероприятие.
Необходимое время — два — два с половиной часа.
Этап разогрева. Психолог кратко информирует педагогов о сути методики «мозгового штурма», о том, где, как и для чего она применяется. Высказывает предположение о том, что эта методика может оказаться полезной для решения конкретных школьных проблем, волнующих собравшихся. В целях интеллектуальной разминки можно предложить участникам несколько эвристических задач. Например:
«Куб с отверстием»
Имеется деревянный куб с размером грани 20 см. В нем нужно проделать отверстие сложной формы, связывающее находящиеся рядом плоскости. Отверстие должно быть постоянного диаметра и иметь как минимум 4 поворота. Предложите возможные варианты решений.
Чем более необычные и разнообразные идеи возникнут у педагогов, тем лучше. Один из возможных вариантов решения (но не единственный!) таков: отверстие сложной формы можно получить с помощью сплава, нагретого до высокой температуры, который прожигает в кубе отверстие под действием силы тяжести. Поворачивая куб, можно менять направление движения сплава.
«Время на перекуры»
На одном из японских заводов возникла следующая проблема: из-за частых перекуров токарей производительность труда в цехе была не слишком высокой. Поставить у каждого станка контролера, чтобы тот следил, не слишком ли часто рабочий уходит на перекур, не представляется возможным. Да и видеокамеру над каждым станком не повесишь. Во время «мозгового штурма» менеджеров было найдено простое и остроумное решение, учитывающее человеческую психологию. Какое?
Эта задача помогает участникам приблизиться к способам решения близких им проблем. А ответ таков: «курилку» перенесли из дальнего помещения прямо в центр цеха, установили ее на высоком постаменте и сделали стеклянной. Понятно, что на виду у всех особенно долго не покуришь. Производительность труда выросла.
Этап определения проблемы. Этот этап необходим, естественно, только в том случае, если проблема, требующая решения, не обозначена с самого начала. Если число участников игры не слишком велико, то можно провести изучение рейтинга проблем.
Каждый из участников, сидящих в кругу, получает карточку, разделенную пополам вертикальной чертой. Ведущий Предлагает на левой стороне карточки написать три и только три проблемы, которые можно вынести на обсуждение. Писать необходимо кратко, понятно по смыслу и разборчиво. После этого по сигналу ведущего карточки передаются соседу слева. В течение 20 секунд тот прочитывает полученную карточку и на правой ее стороне ставит знак «плюс» напротив той проблемы, которую он считает наиболее значимой. Если таковых он не видит, то «плюс» можно не ставить вовсе. Снова звучит сигнал ведущего, и карточка передается дальше. Так происходит до того момента, когда карточки вернутся к своим владельцам. Помощник ведущего собирает карточки и быстро обрабатывает их: выписывает формулировки проблем, получивших самый высокий рейтинг (две-три). Эти формулировки озвучиваются, и совместно выбирается окончательная проблема. Например:
«Как учителю взаимодействовать с гиперактивным ребенком?», «Приемы и методы снятия эмоциональной напряженности», «Каким образом общаться с конфликтными родителями?» и т.п.
Этап генерации идей. Это самый важный этап работы. От качества выдвинутых идей будет зависеть окончательный итог «мозгового штурма». Участники группы разбиваются на несколько команд (по 5-6 человек в каждой). Команды получают по стопке пустых карточек. Именно на них будут записываться новые идеи — по одной на каждой. Ведущий информирует об обязательных правилах этого этапа.
1. Категорически запрещается критика выдвигаемых идей.
2. Необходимо похвалить любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной.
3. Самые лучшие — это сумасшедшие идеи. Желательно, чтобы педагоги попытались отказаться от привычных стереотипов и шаблонных решений и сумели посмотреть на проблему с новой точки зрения.
4. Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все.
Время этого этапа — тридцать минут. Ведущий переходит от команды к команде, оказывая эмоциональную поддержку участникам.
По окончании отведенного времени ведущий просит сообщить о количестве выдвинутых в каждой группе идей.
Этап анализа идей. Основной задачей является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений. Правила этого этапа:
1. Самая лучшая идея — та, которую ты рассматриваешь сейчас. Анализируй ее так, как будто других идей нет вообще. Указанное правило подразумевает предельно внимательное отношение к каждой идее. Хотя критика уже не возбраняется, но она не должна быть огульной.
2. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой, даже кажущейся простой, идее.
3. Отбрасывать идеи нельзя.
Время — тоже тридцать минут, иногда требуется больше. При необходимости участники дописывают на карточках мысли, развивающие высказанную идею.
Этап поиска возможностей реализации. Ведущий предлагает просмотреть снова все предложения с точки зрения их соответствия двум критериям — оригинальности и возможности реализации. Каждая карточка с идеей должна быть помечена значками двух типов:
+ + — очень хорошая, оригинальная идея;
+ — неплохая идея;
О — не удалось найти конструктива.
А, кроме того:
HP — невозможно реализовать;
ТР — трудно реализовать;
РР — реально реализовать.
Разумеется, возможны самые разные сочетания этих значков. Ведь идея может быть блестящей, яркой, необычной, но возможностей для ее реализации в данный момент просто нет.
Время, отводимое на этот этап, — двадцать минут.
Завершающий этап. Представители групп делают сообщения об итогах своей работы. Они рассказывают о тех идеях, которые получили либо два «плюса», либо значок «РР», либо оба эти значка. Здесь выясняется, насколько продуктивным оказался «мозговой штурм».
При завершении «мозгового штурма» целесообразно поручить кому-либо из педагогов (может быть, своеобразной комиссии, составленной из представителей всех групп) оформить самые лучшие идеи на специальном стенде или представить их в виде рекомендаций, которые можно было бы раздать каждому педагогу. Возможен вариант, при котором психолог берет эту обязанность на себя.
Важно оформить результаты «мозгового штурма», «материализовать» их в самое короткое время. Только в этом случае педагоги убедятся в силе и полезности психологии для их работы.
Упражнение «Запомни и передай» (перцептивная техника)
Цели применения этого упражнения и его модификаций разнообразны, однако наиболее частым их назначением является развитие навыков социальной перцепции и совершенствование умений эффективного слушания и адекватного восприятия получаемой информации.
Ведущий. Приходилось ли вам передавать какую-то информацию своим коллегам через учеников или других третьих лиц? И, наверное, бывало, что возникали ситуации искажения, изменения, неправильного понимания этой информации. Скажем, учительница говорит во время перемены подвернувшемуся под руку пятикласснику: «Сбегайка, дружок, на второй этаж в кабинет физики, передай Марье Петровне, что я сегодня ее после шестого урока буду в учительской ждать». Мальчишка честно пытается выполнить порученное дело. Правда, вместо второго этажа попадает на третий, и не в кабинет физики, а в кабинет химии, и передает информацию не Марье Петровне, а совсем даже Наталье Сергеевне. При этом ожидать ее просит не после шестого, а после пятого урока, и не в учительской, а у директора, и не сегодня, а завтра. И видит Бог, все это делается не со злым умыслом, а в силу странных метаморфоз памяти. Почему и как это происходит? Давайте попробуем смоделировать ситуацию, в которой определенная информация будет проходить через несколько ступеней, и понаблюдаем за тем, что будет происходить.
Ведущий предлагает группе разбиться на две команды. Хорошо, если в каждой окажется по семь-восемь человек. Члены одной из команд на первом этапе игры становятся активными игроками, а члены второй — наблюдателями и экспертами. На втором этапе роли меняются.
Затем ведущий дает следующую инструкцию членам первой команды.
Ведущий. Один из вас останется в этой комнате, а остальные будут ждать за дверью до того момента, когда я их приглашу. Тот, кто останется  здесь, получит от меня небольшой текст, написанный на карточке и содержащий определенную информацию. Он потратит на изучение этого текста столько времени, сколько ему потребуется, чтобы максимально правильно запомнить содержащуюся в нем информацию. После этого я приглашу одного из участников, оставшихся за дверью, и тот получит от первого игрока сведения, которые он почерпнул из карточки. Потом входит следующий игрок, и уже второй передает ему информацию. Таким образом, информация пройдет по цепочке до последнего игрока. Задача наблюдателей — внимательно отслеживать все, что будет происходить, и фиксировать все искажения и трансформации сведений на разных этапах игры,
Участники первой команды определяются с тем, кто из игроков будет первым, и покидают тренинговую комнату. Ведущий вручает оставшемуся карточку со следующим текстом:
«Утром из докладной записки завуча директор школы узнал, что вчера пять учеников седьмого «В» класса пропустили урок биологии у молодой учительницы Петровой Анны Ивановны, протестуя против оскорбления их товарища из шестого «Б» класса учителем физики Ивановым Петром Васильевичем, с которым у учительницы биологии не только деловые отношения».
Особенности этого текста таковы, что запомнить его, несмотря на вроде бы не слишком большой объем, оказывается не очень-то просто. Почему — это и станет предметом обсуждения по окончании игры.
Пока первый игрок изучает  текст и пытается его запомнить (имеет смысл прочесть его вслух наблюдателям), ведущий готовит место в аудитории для будущих диалогов. Лучше всего поставить в центре комнаты по паре стульев друг напротив друга. Очень хорошо, если ассистент ведущего будет снимать все дальнейшее на видеокамеру. Когда первый игрок сообщит о своей готовности, ведущий забирает у него карточку с текстом и приглашает в комнату одного из игроков, ожидающих за дверью.
Все, кто уже передал информацию, присоединяются к наблюдателям. Последний из игроков, зашедших в аудиторию, озвучивает сведения, только что им полученные, для всей группы. После этого первым игроком вслух зачитывается текст из карточки. В процессе просмотра видеозаписи анализируются те моменты, когда информация забывалась и искажалась.
В случае отсутствия возможностей для проведения видеосъемки ведущий апеллирует к результатам наблюдений, сделанных членами второй команды. Участники группы отвечают на следующие вопросы:
— На каком этапе передачи информации, по вашему мнению, произошло наиболее сильное ее искажение? Почему?
— Что «выпало», забылось, прежде всего? Почему?
— Что сохранилось в памяти каждого из участников упражнения? Почему?
— Удалось ли сохранить основной смысл текста?
— Что предпринимали участники, чтобы лучше запомнить информацию?
— Что следовало бы предпринять, чтобы уменьшить искажение и забывание информации?
— Какие приемы могут быть полезны в реальной жизни в подобных ситуациях, чтобы лучше запомнить нужную информацию?
Нужно отметить, что особенности предлагаемого текста определяются его сознательно усложненной конструкцией. Он состоит из одного предложения, с деепричастным оборотом и придаточными предложениями. Вследствие этого текст плохо воспринимается и, соответственно, плохо запоминается. Отсюда участники игры делают вывод о том, что для лучшего запоминания текст необходимо переконструировать, разбив на отдельные короткие предложения, содержащие четкие и ясные единицы информации.
В процессе обсуждения следует также определить приемы, с помощью которых можно повысить уровень запоминания. Среди прочего выделяется очень простой и очень важный (а уж для психологов и педагогов — в первую очередь) прием самоконтроля правильности понимания и запоминания, реализуемый через фразу «Правильно ли я тебя понял...».
Вторая часть упражнения проводится со второй командой, а члены первой становятся наблюдателями. Сама процедура игры аналогична описанной, но теперь информация передается только невербальными средствами. Первый игрок также получает карточку с текстом, который он должен перевести на невербальный язык. В этой ситуации текст должен быть достаточно коротким, например, таким: «У меня сгорел дом. Дедушка ушел за молоком и забыл выключить телевизор, который взорвался».
На последнем участнике начинает озвучиваться полученная информация и разворачивается от конца к началу. Это позволяет увидеть трансформацию смыслов и прояснить значение тех или иных жестов. Обсуждение можно провести по той же схеме.

2. Упражнения тренинга позиционного взаимодействия (Самоукина Н.В. Игры в которые играют... — Дубна: «Феникс», 1996.)
Одной из важных составляющих профессиональной деятельности учителя является процесс педагогического общения. Это значит, что профессиональная деятельность учителя включает в себя, как обязательный элемент, общение с учениками и их родителями, коллегами по работе, руководством школы, работниками управления народным образованием. Процесс педагогического общения имеет определенную структуру. Ведущая ее составляющая — позиционное взаимодействие. Другими словами, в зависимости от ситуации, учитель занимает определенные коммуникационные позиции:
- позицию «над» (тип А), когда учитель доминирует в общении. Он проявляет инициативу, управляет, контролирует и планирует ситуацию, осуществляет свои цели. Партнер по коммуникации зависит от учителя как ведущего объекта общения. Этот тип коммуникации характерен для взаимодействия «учитель — ученик»;
- позицию «наравне» (тип Б), когда учитель общается на равных с партнером по коммуникации. Это общение, при котором оба проявляют инициативу и активность, стараются учитывать цели и интересы друг друга, вступают в отношения взаимозависимости. Чаще всего этот тип взаимодействия реализуется в общении «учитель — учитель»
- позицию «под» (тип В), когда учитель занимает подчиненное положение относительно партнера по общению. Это общение характерно в его коммуникативных контактах с руководством школы и работниками органов управления народным образованием.
Для успешной педагогической деятельности учитель должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в коммуникативный контакт. Но в реальной жизни позиции смещаются, а «правила» общения нарушаются.
В данном виде тренинговых занятий основное внимание будет уделено специальным игровым упражнениям, направленным на выработку внутренних средств, помогающих учителю правильна сориентироваться в ситуации и выбрать наиболее эффективную коммуникативную позицию.
1. Учитель — ученики.
Если у педагога лишь одна коммуникативная позиция, это может привести к отрицательным результатам. Позиция учителя «над» подавляет творческую активность учеников, снижает их интерес к учению. Но и полное равноправие преподавателей с учениками может обернуться анархией в школе. Учителю надо владеть средствами различных коммуникативных позиций и избирательно ими пользоваться в зависимости от ситуации и возраста школьника, с которым он общается.
Упражнение «Откровенность против манипулирования»
Ведущий. Вы вызвали к доске школьника, и он не смог ответить домашнее задание. Что вы говорите? А говорите вы примерно следующее: «Ну, Иванов, ты опять не выучил, садись — два!»
А теперь давайте подумаем, что надо бы сказать учителю в данной ситуации, если он стремится быть откровенным и открытым человеком и хочет избежать педагогического манипулирования. В этом случае он говорит: «Знаешь, Сережа, я уверен, что ты можешь хорошо учиться. Ты — способный парень! Когда ты плохо готовишься к уроку и плохо отвечаешь, я всегда это переживаю. Я был бы рад, если бы ты смог исправить свою двойку!»
Сравним две эти фразы.
Первая выражает воздействие-манипуляцию: прослушивание — оценка. Учитель личностно закрыт, он не присутствует как человек. В словах педагога не выявлено его отношение к ученику и к тому положению, в которое он попал.
Вторая фраза выражает откровение учителя: «Я переживаю...», «Я был бы рад...». Психологический механизм второго высказывания состоит в демонстрации равноправной позиции учителя: его откровенность направлена к ученику как человеку, как к равноправному партнеру по коммуникативному взаимодействию.
Ведущий. Продолжим наше упражнение. Как дальше учитель построит свое реальное общение с учениками? После урока он попросит Сережу Иванова остаться и побеседует с ним.
Давайте разыграем ситуацию взаимодействия учителя и ученика.
Эту беседу попробуйте начать с описания своих чувств и переживаний и, например, рассказа о том, как с вами в школьные годы случилась подобная ситуация.
После такого начала беседы перейдите на обсуждение того, что помешало вашему ученику выучить домашнее задание. Продумайте эту причину, предложите, как ее устранить.
Во время такого разговора вы сможете не только побеседовать с учеником «на равных», но и показать ему, что невыученный урок бывает в жизни каждого школьника, и в вашей жизни он также был, важно только вовремя наверстать упущенное.
Вспомните, какие еще проблемные ситуации вы могли бы разрешить в откровенной беседе с воспитанником? Попробуйте на практике преодолеть привычку к педагогическому манипулированию и быть в школе «меньше учителем — больше педагогом»
Упражнение «Иванов, Петров, Сидоров»
Ведущий, учитель, использующий средства педагогического манипулирования, обычно называет своих учеников по фамилии. Такое формальное обращение «сверху — вниз» подчеркивает деловой, административный стиль воздействия.
И, напротив, учитель, стремящийся к реальному общению с ребятами, как правило, называет их по именам. Причем, чем чаще он произносит имя своего ученика в беседе с ним, тем прочнее психологический контакт между ними.
И последнее. Манипулирующий учитель часто называет своего ученика в третьем лице в его присутствии. Например: «Вы только послушайте, что он  говорит!?» Ученик стоит рядом и слышит, что о нем говорят, как об отсутствующем человеке. Можете себе представить, какое человеческое унижение он при этом испытывает?!
Прогрессивный учитель никогда не позволит себе такого обращения с учеником. Он скажет: «Валера, ну что же ты говоришь!?»
Ведущий. Давайте разыграем ситуации, в которых вы будете обращаться к ученикам по имени (участники тренинга сами предлагают ситуации из личного опыта, а затем проигрывают их).
Упражнение «Мышечная броня»
Ведущий. После того как заканчивается урок, вам надо сменить позицию: из позиции «над» перейти в позицию «наравне», эта позиция — более мягкая и эмоционально насыщенная. Поэтому нужно «освободить» собственные эмоции. Как это сделать?
Известно, что на физическом уровне существуют мышечные механизмы, блокирующие эмоциональную активность человека. Описаны семь кругов «мышечной брони», пересекающей тело и подавляющей проявление непосредственных эмоций: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. При доминирующей позиции «над» энергия обычно сконцентрирована в верхней части тела: напрягаются глаза («пристальный взгляд»), сжимается рот («твердые губы»), одеваются «панцирем» шея и грудь. На уровне талии течение энергии блокируется мышечным напряжением. Для того чтобы сменить позицию, в первую очередь необходимо ослабить напряжение глаз, рта, шеи и груди.
Ведущий. Предлагаем для этого несколько простых упражнений.
Дыхание. Глубоко вздохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погасите» глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Представьте, что через выдох вы снимаете с себя охватывающие ваше тело мышечные «кольца», и отбрасываете их — с глаз, губ, шеи и груди.
Массирование. Возможно, вам подойдет другой способ снятия напряжеция и  перехода в позицию «наравне». Перед началом беседы с учеником дотроньтесь кончиками пальцев до своих глаз, проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку, как бы снимая старую маску. Этот жест, на который у вас уйдет 1—1,5 секунды, станет для вас границей, до которой вы находились в позиции «над». Перейдя «границу» вы оказались в позиции «наравне» и начали выполнять другую роль. Произошло ролевое перевоплощение: на уроке вы были учителем, а сейчас, перед началом разговора вы становитесь собеседником.
2. Учитель — коллеги.
Для многих учителей непросто сразу после урока быстро перестроиться: из позиции «над» перейти в позицию «наравне». Предлагаем несколько упражнений, помогающих такому переходу.
Упражнение «Давление»
Участникам предлагается разбиться на пары.
Ведущий. Станьте друг против друга, поднимите руки на уровень груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь о том, кто будет ведущим. Его задача — слегка надавить на ладони своего партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение.
Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее: когда вы давили или когда ваш партнер давил на ваши ладони? Возможно, вы не  испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае. Тогда попробуйте не давить друг на друга, а делать такие движения обращенными друг к другу ладонями рук, чтобы между вами  возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Совместная деятельность в общении с коллегой дает больше положительных эмоций, чем противостояние и борьба за то, кто первым захватит коммуникативное лидерство и осуществит позицию «над». Кроме того, не забывайте, что, стремясь к психологическому давлению на партнера по общению, вы рискуете вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения, как в описанном выше примере. И вместо помощи он просто откажется от контакта с вами. Подумайте, что лучше?
Упражнение «Поставь себя на место другого»
Ведущий. Вспомните свой недавний конфликт с коллегой по работе, в котором вы начали общение с позиции «над». А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя на место того учителя, с которым вы разговаривали.
Представили? Внутренне, про себя, спросите у него, какие впечатления он получил от общения с вами? Подумайте, что бы мог о вас сказать ваш бывший собеседник.
Ведущий: Затем проиграйте в своем воображении вашу беседу таким образом, чтобы оставить у вашего партнера приятные воспоминания о себе. Что изменилось? Вы поняли, что изменилась, прежде всего, ваша внутренняя позиция? Если раньше, осознанно или неосознанно, вы начинали беседу с коллегой по работе так же, как вы говорите с вашими учениками на уроке, то сейчас вы подходите к человеку, внутренне готовясь к равноправному контакту с ним. Эта психологическая подготовка связана со сменой вашей позиции, вашим внутренним стремлением к полноценному диалогу.
Упражнение «Монолог с двойником»
Ведущий. Представим, что в школе идет педагогический совет. Выступает учитель, и вы можете потренировать свое умение понимать и чувствовать другого человека. Повторяйте про себя каждую фразу выступающего непосредственно после того, как вы ее услышали, повторяйте движения выступающего. Постарайтесь представить чувства и мысли говорящего, попробуйте понять его невысказанные переживания. Смотрите на выражение лица и движение рук учителя, повторяйте эти движения в своем воображении, вживайтесь в его образ.
Для этого упражнения один человек (выступающий) выходит в центр, другой (дублер) становится сбоку и чуть сзади. Важно, чтобы каждый из участников побыл в роли выступающего (так можно повысить уверенность учителя в своих коммуникативных способностях) и в роли дублера. Упражнение поможет глубже понять другого человека, партнера по общению.
3. Учитель и родители.
Каждый учитель знает, как нелегко вести беседу с вызванными в школу родителями трудных учеников. Если родители занимают оборонительную позицию и стремятся оправдать собственное невмешательство в воспитание своего ребенка, они обычно выдвигают аргументы: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы воспитывать ребенка», «Мы перепробовали все меры, ничего не получается». Часто можно услышать от родителей: «Школа должна воспитывать, а не мы!», «Школа виновата в том, что наш ребенок такой невоспитанный». Иногда родители просят: «Ребенок нас не слушает, помогите!», «Мы растеряны, не знаем, что делать, что вы посоветуете?»
В любом из этих случаев учитель должен стремиться к конструктивному разговору с родителями. Достичь этого можно с помощью следующих упражнений.
Упражнение «Нейтрализация»
Упражнение направлено на то, чтобы учитель не попал под влияние родителей. Ведь если учитель потеряет самостоятельность и «подыграет» родителям, достичь конструктивных результатов в разговоре становится невозможным.
Основная цель общения учителя с родителем трудного ребенка состоит не  в оправдывающихся или агрессивно-оборонительных действиях, не в том, чтобы принять на себя всю тяжесть коррекции поведения трудного школьника, а в том, чтобы, объединившись с родителями, помочь этому школьнику выправиться.
Ведущий. Давайте разыграем несколько ситуаций из вашего опыта, в которых вы вели трудный разговор.
На первой «фазе» общения с родителем вы сопротивляетесь его эмоциональному воздействию. Не включайтесь эмоционально в ситуацию вашего разговора, будьте психологически отстранены от нее, поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Как показывает практика, эта фаза длится примерно 10-15 минут, в течение которых родитель будет либо высказывать свои претензии к школе и лично вам, либо жаловаться на свою беспомощность. В первом случае постарайтесь молча выслушивать и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором случае спокойно кивайте вашему собеседнику, вставляйте некоторые нейтральные фразы, такие, например, как «Успокойтесь», «Я Вас слушаю», «Я вас понимаю».
Почувствовав вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель постепенно «выговорится». В конце концов, он успокоится, начнет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору.
Ведущий предлагает разыграть ситуацию трудного взаимодействия с родителем (ситуации берутся из опыта участников тренинга).
Упражнение «Равенство»
Переходим ко второй фазе беседы. Начинайте выполнять действия, описанные в данном упражнении. Теперь ваша задача — организовать равноправное взаимодействие с родителем.
Ведущий предлагает несколько конкретных советов.
Способность к общению — профессиональное качество учителя.
Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать.
Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.
Постарайтесь понять чувства отца и матери своего ученика, более того — найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость.
Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
Людям нравится ощущать собственное значение.
Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству — подчеркивание его значения в этом процессе. Объясните отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка.
Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребенку.
Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только учитель показывает, что видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует и даже любит его. Когда отец или мать видит дружелюбные глаза учителя и чувствует, что учитель тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству.
Ищите новые формы сотрудничества с родителями.
Например, вы можете предложить одному из родителей самому провести родительское собрание и рассказать, какие проблемы он испытывает в воспитании ребенка и каким образом он пытается их разрешить. Пусть эти проблемы обсудят родители. Чрезвычайно поучительным было бы также выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребенком и который сумел их преодолеть. Дайте возможность такому родителю открыто поделиться своим опытом в воспитании сына или дочери.
Можно организовать неформальную встречу родителей, на которой один их них расскажет о поиске взаимопонимания.







Оставьте комментарий об этой статье, нам ВАЖНО знать Ваше мнение


No Image
No Image No Image No Image
No Image
No Image No Image
No Image No Image No Image
StudOtvet
Случайная статья

Влияние типа темпераментаС целью определения степени влияния типа темперамента учеников на их успеваемость был рассчитан коэффициент парной корреляции:где:г — коэффициент...
Ребенку совсем не обязательно уметь запоминать все на свете, но хорошая память — верный помощник в жизни, а главное, в...
Особенности этого типа коррекционной работы состоят в том, что она ориентирована на конкретные формы взаи­модействия людей или на формы индивидуального...
Силантию прошлым летом исполнилось 19 лет. Как-то незаметно народ перестал его кликать Силкою. Только у матери иной раз нет-нет, да...
Обучение в шестом классе у многих подростков совпадает с началом кризиса переходного возраста. Важнейшей задачей этого жизненного этапа является поиск...
Одними из основных способностей подросткового возраста являются способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач и способность анализировать абстрактные идеи, искать...
Учитывая вышеизложенное, к числу основных результатов настоящей работы можно отнести следующее:1. Проанализированы ведущие причины возникновения аутодеструктивного поведения.2. Рассмотрены основные особенности...
(по материалам программы школы юного психолога при ТРТУ кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности)Ведущий. Я хочу поговорить с вами о выборе...




No Image
No Image No Image No Image
No Image  При перепечатке материалов, просьба ставить ссылочку на сайт http//:www.psihologu.info   
 
Хостинг для всех! Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Rambler's Top100
No Image
No Image No Image No Image