подробности

No Image


Иная седина украшает мужика

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Муж да жена, почитай, полжизни вместе прожили, а детей, слышь, не родили. Наконец, послал им Господь дитя. Ох, и радовались муж да жена. А дочку назвали Та­тьяною. Танюшка веселой девчонкой росла, живою да шустрою. А как стала в пору входить, можно стало и об женихах поговорить-потолковать. Только про замужество стала говорить ей мать, а Танюшка смеется: замуж - не напасть, как бы замужем дне пропасть! Толковая выросла девица и не баловница.

Отправилась как-то Танюшка с подружками в лес. Мать уговаривала дочь сегодня в лес не ходить: уж больно тя­желый ей сон ночью привиделся. Будто в темном лесу ух­ватил девку за косу здоровенный медведь. Та кричит, а голоса нет... Только Танюшка каким-то там снам разве поверит? Вот и ушла с утра с корзиночкой. Только не зря беспокоилась мать. В том лесу много пришлось девке ис­пытать.

Сначала-то она заблудилася. Как подружек своих не звала, те не откликалися. Она и по солнышку шла, и троп­ки приметные искала. Но тропок не попадалось ни одной. Один лишь лес кругом густой. Как вовсе стемнело, Танюш­ка поддерево упавшее присела. Но куда дальше-то идти? Только под ветками устроилась, начала дремать, а тут к ней под елку гость - шасть. Весь в шерсти, на девку гля­дит и молчит. А глаза, вроде, человечьи...

Хотела Танюшка поначалу встать да прочь от зверя это­го бежать, да куда бежать-то? Ну, и осталась под елью той. А зверь не тронул ее рукой, рядом на пенек присел и сон ее сторожил... Очнулась она - уж солнышко высоко. Хотела встать да пойти домой, а зверь этот все на пеньке сидит, на девку человечьими глазами глядит. Танюшка из-под елки встала, юбку отряхнула и на зверя того взглянула:

- Домой мне надо!.. В деревню!.. - Неуверенно так дев­ка зверю говорит, а сама по сторонам глядит: куда бежать, коли зверь на нее набросится? А тот вдруг и говорит че­ловеческим голосом:

- Да куда ж ты пойдешь? Кругом - болото, топь!.. Как ты сюда невредимой пришла - не пойму! Сюда и тропки-то нет вовсе...

- А как же мне теперь быть?.. - испугалась Танюшка.

- Пока у меня в избе пожить. А как зима на ноги станет, так болото и замерзнет. Тогда и домой отправишься...

Может, Танюшка и не хотела соглашаться, да куда же ей деваться? Следом за тем зверем и пошла. А избушка его была небольшая, но с умом поставлена. Ел тот зверь из мисок, пил из кружек, но главное - говорил. Этим он Танюшку и удивил. Кто ж он такой?

А тот о себе ничего не говорит, только гостью расспра­шивает: про семейные дела, про родителей, про деревен­ские новости. И не страшно с ним совсем. Вскоре Танюш­ка в избе прижилась: убиралась, обед варила, кое-что шила. У зверя-то здесь все для этого было. Но по дому девка тосковала и все зимы ожидала.

Зверь Танюшку не донимал. По вечерам ей сказки ска­зывал, на охоту ходил. Девка ведь думала: как медведь он охотится. А у него в избе - ружье! Скоро Танюшка пере­стала замечать, что шерстью покрыто у него лицо, что ког­ти на руках. Мало ли, какая внешность у него, но не зверь же он - это видно. А раз человек, то и обращения требует человеческого. Вскоре и смех Танюшкин стал слышаться в избушке, и шутки хозяина лохматого, и пение. Пела Та­нюшка сначала одна, потом и на два голоса. А голос у хо­зяина оказался бархатный и на слух приятный.

Вот уж и снег на землю пал. Хозяин Танюшку у себя не держал. Но и она не уходила. Все уход свой откладывала... Так в той избушке три полных года и прожила. Двоих ребятишек родила: мальчонку да девчонку. Те к папке лохматому словно к мужику бородатому спокойно на руки шли. А уж он за ними как ходил! И играл, и игрушки мастерил, и верхом на плечах своих их возил, катал. Толь­ко нет-нет, а тосковал. Все Танюшку в деревню звал. Мол, попросим у родителей прощения, вымолим благослове­ние, повенчаемся, как люди. Заживем!

Танюшке-то стыдно мужу правду сказать: ну, что ей ска­жут отец и мать, когда его, лохматого, увидят? Да и от на­рода стыдно... Хоть по дому она и тосковала, но мужа сво­его в деревню не пускала. Только через три-то года он ее уговорил. Пошел в деревню, правда, один. А вернулся - шерсть на нем в клочья порвана, ноги собаками покуса­ны. Еле живой пришел. А про семью Танюшкину сказал: мол, живы ее-то родители, только мать нездорова. В по­стели уж с полгода лежит, плачет, отцу говорит:

- Хоть бы перед смертью на дочку глянуть... Пусть бы пришла голая - босая, пусть бы больная, только живая.

Заплакала Танюшка, спросила: как, мол, он это все ус­лыхал - увидал? Неужто, в дом к ним заглядывал? А тот и поясняет: под окошком, мол, стоял, вот и слышал. Пото­му меня и собаки учуяли да прогнали... А в сам дом не вхо­дил, про Танюшку с родителями не говорил... И Танюшка, родителей своих жалеючи, решилась...

Шли они в деревню темной ночью, по снежку. Танюшка на руках несла девчонку, а отец - сынка. До родного дома добрались до утра. В избу первой Татьяна вошла, сразу перед родителями на колени встала. Прощения просит. А рядом с ней - девчонка стоит, глазенками вокруг глядит, а к бабке с дедом не подходит.

И тут у бабки на постели углядела девчонка Танюшкину игрушку. Мать всегда ее с собой в постель брала, когда хворала да по дочке тосковала. Подбежала девчонка к по­стели и у бабушки спрашивает:

- Баба! Баба! Это - твоя?

- Это - мамки твоей игрушка была, пока она нас с отцом не бросила. - Бабка это говорит, а сама на дочь глядит: что та скажет?

А Танюшка слезами плачет, но молчит, а потом и говорит:

- Не одна я к вам пришла. С мужем да с детьми. Маруся! Папку позови!

Сказала она это дочке, а ее мать, свое имя, услыхав, вздрогнула. Ты гляди, в честь нее дочь внучку назвала. Значит, не забывала... Когда муж с мальчонкой в дом сту­пил - чуть с испугу старушку не сгубил. Дед - старик и тот весь сник, на лавку сел и замер... Оно, конечно, такую кра­соту да стать нелегко принять! Одной шерсти - пуда два, да клыки в два ряда! Еле оба старика отдышалися. Хотел отец на дочь накричать, да тут Татьяна всполошилася:

- Отец! Гляди! Кабы Егорка за уголья не схватился!

Дед тут замер, а потом и рот закрыл: в честь него ведь Егором внука кликали. Ну, чего тут скажешь?

- Вы хоть венчанные? - забеспокоилась мать.

Пришлось дочери объяснять, что эти три года жили они в лесу, где ж там храм-то взять? Заплакала старуха-мать. А потом мужу и говорит:

- Давай, Егор, икону неси! Будем дочь благословлять! Негоже им невенчанными проживать! А ты хоть крещенный? - спросила зятя.

- Крещенный, матушка!

Только коснулся он губами образа святого, как слетела с него шкура зверя лесного. Клыки отпали, когти пропали. Стоял перед ними мужик молодой, но с седою головой.

До самого утра все в избе не спали. Только деток укача­ли, а сами, считай, сутки зятя слушали. А слушать было чего...

... Полюбила его, парня ладного, ведьма старая. Уж она его и красотою смущала, и карами стращала - не хотел он замуж ее брать! Вот и решила она его наказать. Как сама поняла: лучше он на тот свет пойдет, а ее замуж не возьмет, так страшные слова и произнесла:

- Будешь ты на долгие года зверем лесным, чудищем лохматым! Жить станешь в глухом лесу, среди топких болот. Чтобы тебя никто там и увидать не смог! Мучайся, страдай, меня вспоминай! Ежели какую девку добрыми речами и соблазнишь - все равно человеком не станешь. Только если невестина мать тебя сама благословит да иконой осенит - тогда только стану бессильной я. Но такому не бывать! Никто тебя не станет благословлять: чем такого чудища - лучше калеку в рубище!

Восемь долгих лет прожил Макар в обличий зверином. Имя свое даже жене не открывал. Боялся, кабы она его и вовсе за человека не приняла. А зверь - он и есть зверь! Его ведь таким вот страшным полюбить-то следовало... А сколько он потом про свои мытарства сказывал?! Мать да жена прямо наплакались. Даже старый Егор, нет-нет, да от стола и отойдет: слезу смахнуть да пе­чаль продохнуть.

Венчание было тихим, скромным. А девки - подружки, которые еще незамужними были, все дивились: и где Та­нюшка такого красавца нашла? Силен как медведь, толь­ко волосами сед... Но иная седина украшает мужика.

Нравственный урок.

В том-то и сила, чтобы жена мужа любила.

Зять мил по дочери.

Хоть рожа и худа, да душа хороша.

Хоть на болоте и тихо, да жить там людям лихо.

Воспитание добрых чувств.

В чем проявилась доброта лесного зверя к Танюшке?

Почему она не хотела его оставлять и три года в лесу жила?

Откуда видно, что Танюшка родителей своих не за­бывала, помнила?

Что заставило Танюшку вернуться в дом к родителям?

Развитие мышления и воображения.

От каких двух погибелей спас лесной зверь Танюшку?

Почему погибель в болоте была для Танюшки неми­нучей?

Что значило для наших предков жить невенчанными?

Чего опасалась Танюшка и почему не возвращалась в деревню три года?

Чем понравился зверь Танюшке и почему она его по­том полюбила?

О каком человеке так говорят: «Иная седина украша­ет мужика»?

Речевая зарядка.

Подходит ли к этой сказке пословица «В том-то и сила, чтоб жена мужа любила»?

Что такое «рубище» и чем оно отличается от простой деревенской одежды?

Как можно другими словами назвать мытарства? (Житейская мука, жизнь в суете, в непосильном труде и нескончаемых житейских заботах.)

Сказка и экология.

Что удивило Татьяну, когда она поняли жизнь зверя?

Какие свойства болота вы знаете, какие сезонные изменения происходят на нем?

Как проявлялась мудрость старшего поколения в сказке?

Сказка развивает руки.

Предложить ребенку сделать поделку для члена семьи, у которого скоро день рождения, именины или другой праздник. Постараться вложить в поделку всю теплоту и любовь к ближнему человеку.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Цель: подвести детей с помощью притчи-нравоучения к тому, что опыт старших и их мудрость дают возмож­ность следующему поколению не испытывать боль­ших бед и опасностей, если, разумеется, молодые прислушиваются к этому опыту. Не формируя в детях комплекс «вечной спасительницы», жертвующей чем-то ради спасения «зверя» и чудища, способство­вать осознанию того, что не все внешне уродливое и некрасивое, является таковым и по сущности. Любовь преображает человека, делает его способным на само­отречение, самопожертвование, что является истин­но человеческим качеством.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Вопросы по содержанию.

Как беду с дочерью заранее предчувствовала мать?

Что случилось с Танюшкой в лесу и почему она оказа­лась у зверя лесного?

Почему Танюшка ему поверила?

Что удивило Танюшку в лесной избушке?

Почему девушка осталась рядом с тем, кого вначале бо­ялась?

О чем тосковал Танюшкин муж и почему?

Какая новость о родителях заставила Танюшку вернуть­ся в деревню?

Как вели себя родители при встрече с молодой семьей?

В чем проявилась их мудрость?

За что мстила Макару ведьма?

Почему позавидовали подруги Танюшкиной судьбе?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для работы групповой и индивидуальной можно выбрать детей с недоверием и равнодушием относящихся к советам старших, к просьбам и наставлениям родителей. Все советы и просьбы взрослых такие дети воспринимают как посяга­тельство на их самостоятельность и самость, В основе этого чувства лежит самолюбие и гордыня. Не зря наши далекие предки в книге 16 века «Домострой» предупреждали родите­лей: «Сокруши упрямство, покуда растет». Неумение подчи­няться, прислушиваться к советам старших обрекает ребен­ка на совершение серьезных, а порой смертельных для него ошибок. Путь самостоятельных проб и ошибок должен под­крепляться памятью предков, поскольку жизнь последую­щего поколения всегда сложнее жизни предыдущего.

Целесообразно использовать эту сказку и в работе с детьми, которые сориентированы лишь на оценку вне­шних данных человека, а не на его сущность и личност­ные качества. Опасность такой поверхностной оценки человека грозит не только трудностями общения, но и часто потерей истинных друзей взамен приобретения внешне презентабельных, «блестящих», но пустых и бессодержательных приятелей.

Третьим поводом выбора этой сказки для работы с деть­ми может быть серьезный разговор о любви, о чувстве, ис­тинным смыслом которого дети интересуются очень рано.

Умение быть преданным, благодарным, «жалеть» че­ловека в том смысле, чтобы беречь, уважать, ценить, же­лать ему добра — все это предмет разговора с ребенком уже в старшем дошкольном возрасте. Многие родители ошибочно полагают, что детям еще рано слышать такие слова, однако они все равно слышат, только не эти слова, а иные, и не от любящих близких людей, а с экранов те­левизоров или в подъездах от старших приятелей. Цело­мудрие — это не выдумка ханжи и лицемера, это — пра­вославные традиции воспитания молодежи русского народа. Муж и жена — две половинки одного целого, се­мья — то самое святое, которое во времена потрясений и перемен является незыблемой и ценнейшей основой ду­шевной целостности и опорой на жизненном пути чело­века — существа социального и очень ранимого.







Оставьте комментарий об этой статье, нам ВАЖНО знать Ваше мнение


No Image
No Image No Image No Image
No Image
No Image No Image
No Image No Image No Image
StudOtvet
Случайная статья

Уважаемый (ая) ___Предлагаемый вам опросник содержит некоторые утверждения о воспитании детей. Все они пронумерованы. Такие же номера вы видите в...
В далеком море был остров. На нем жили люди. Они любили наблюдать за звездами, выращивать цветы и пи­сать умные книги.
Застенчивость — явление гораздо более распространенное, чем думают многие, в особенности застенчивые люди. Исследования свидетельствуют, что около 40% подростков и...
(В данном параграфе использован материал из книги Овчаровой Р.В. «Справочная книга школьного психолога». — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996, гл.
(Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей/ред. А.А. Реана. - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003).Параметрами измерения в данной методике являются:-...
Методика изучения фрустрационных реакций, или «Тест рисуночной фрустрации» С.Розенцвейга, является известным диагнастическим инструментом. Техника существует в двух вариантах: для взрослых...
Давным-давно на Земле жили необыкновенные суще­ства. Представьте себе: они были похожи на коней, толь­ко вместо конских голов и шей у...
Эта фраза была сказана Альбертом Эйнштейном на семинаре «О законах мироздания», организованном Институтом математики и теоретической физики Принстонского университета (США).




No Image
No Image No Image No Image
No Image  При перепечатке материалов, просьба ставить ссылочку на сайт http//:www.psihologu.info   
 
Хостинг для всех! Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Rambler's Top100
No Image
No Image No Image No Image